«Как в последний раз в жизни»: Греф представил новую стратегию Сбербанка
В четверг, 22 октября, топ-менеджмент Сбербанка во главе с Германом Грефом представил обновленную стратегию развития банка до 2018 года на Дне инвестора Сбербанка в Лондоне. Старая стратегия была разработана в 2013 году и не выдержала столкновения с макроэкономическими и геополитическими сложностями, возникшими в прошлом году.
«Менеджеры впадают в кому»
Обновленная стратегия Сбербанка отражает «новую реальность»: санкции, геополитическую напряженность и ухудшенные прогнозы по развитию экономики России. Новый макропрогноз банка основан на среднегодовых ценах на нефть марки Urals $62 за баррель на протяжении 2016–2018 годов (в старом прогнозе предполагались цены на уровне $100 за баррель). Средний курс доллара за тот же период составит 58 руб. (против 35 руб. в прошлой стратегии).
Инфляция, по прогнозам Сбербанка, в 2018 году не опустится ниже 8,5%, несмотря на обещания ЦБ достичь цели в 4% в 2017 году. «Давайте не будем забывать о предвыборном цикле: нельзя сбрасывать со счетов, что в преддверии выборов возникает необходимость дополнительных расходов, которые могут разогнать инфляцию», — объяснил финансовый директор Сбербанка Александр Морозов.
Сложная ситуация в экономике затормозит развитие банковского сектора: кредитные портфели банков будут расти в среднем на 9,6% в год (вместо прогнозируемых ранее 12,6%), депозиты будут увеличиваться на 10,7% (против 13,9%). В результате под давлением окажется прибыльность банков — чистая процентная маржа, по прогнозам Сбербанка, к 2018 году составит 4% (ранее прогнозировалось 4,5%), рентабельность капитала по доналоговой прибыли не поднимется выше 12–13% (против 17–18%).
Греф предупредил, что плохо влиять на бизнес банков будет не только макроэкономика, но и с растущая конкуренция со стороны IT-компаний, таких как PayPal, Apple Pay, MBank, которые обладают большей гибкостью, быстрее меняются, обладают более эффективными бизнес-моделями и почти не попадают под внимание регуляторов.
В таких условиях Греф пообещал «делать все как в последний раз в своей жизни», чтобы в отсутствие шоков 2016 год смог стать «значительно более успешным для Сбербанка». Банк планирует увеличить чистую прибыль в 2018 году более чем в 1,8 раза по сравнению с результатами 2013 года (362 млрд руб.), в предыдущей стратегии целью указывалось увеличение прибыли вдвое. Остальные цели банка к концу 2018 года также незначительно снижены: Сбербанк планирует увеличение активов в 1,8 раза, комиссионные доходы банк планирует увеличить к 2018 году в 2,3 раза. Рентабельность капитала в 2018 году, по словам Грефа, должна составить 18%, отношение расходов к доходам — менее 40%.
«Иногда у нас менеджеры впадают в кому от тех цифр, которые мы ставим перед ними в качестве задачи», — признался он.
«Выполнение планов Сбербанка по прибыли во многом зависит от состояния экономики. В 2017–2018 годах все-таки ожидается улучшение, а это позволит сократить отчисления в резервы», — говорит аналитик Раффайзенбанка Денис Порывай. Главный аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин соглашается, что «в целом обновленная стратегия банка выглядит реалистичной, с оговоркой, что экономика будет разворачиваться в сторону роста». «Вероятно, следующие три года Сбербанк будет чувствовать себя лучше остального рынка, привлекать лучших клиентов, и это обеспечит ему рост. Учитывая, что традиционно у Сбербанка дешевые пассивы в виде госсредств и средств пенсионеров, банк сможет увеличить прибыль», — отмечает он.
Сбербанк, скорее всего, столкнется с экономическими трудностями, в том числе связанными со снижением реальных доходов населения и слабой инвестиционной активностью в России, предупреждает аналитик «ВТБ Капитала» Джейсон Харвитц.
Больше розницы, меньше филиалов
Новая стратегия Сбербанка предполагает смещение акцента на розничный сегмент. Банк планирует более агрессивно увеличивать свою долю на рынке кредитования физлиц — с 38 до 42,8% к концу 2018 года (предыдущая стратегия предполагала увеличение до 39,7%). Достичь таких результатов кредитная организация намерена за счет более активных кросс-продаж текущим клиентам, в том числе участникам зарплатных проектов.
Самым интересным продуктом в розничном сегменте, по прогнозам Сбербанка, останется ипотека. «Ипотека как продукт по-прежнему будет оставаться очень интересной с точки зрения риска на протяжении следующих трех лет», — рассказал финансовый директор банка Александр Морозов. «Риск перегрева рынка мы не ощущаем, и этот продукт создает отношения», — отметил он.
Сбербанк также планирует увеличить свою долю на рынке розничных вкладов до 46% к концу 2018 года. Сейчас она составляет 45,1%, предыдущая стратегия предполагала ее снижение до 43,7%.
Банк сократит число филиалов с 16,5 тыс. до 13–15 тыс. Зампред правления Сбербанка Александр Торбахов сказал, что раньше отделения представляли собой сберкассы, в которых люди делали платежи, теперь же эта часть бизнеса переместилась в онлайн. Сбербанк, по его словам, сократил 6 тыс. операционистов, зато набрал 3 тыс. менеджеров по продажам и консультантов, которые учат клиентов пользоваться дистанционными сервисами.
Сейчас многие банки начинают говорить о том, что надо развивать розницу, говорит Порывай. «ВТБ, например, хочет это делать через Почтовый банк. Желающих много, а сегмент в плане клиентов достаточно ограниченный, потому что в следующем году зарплаты расти практически не будут, и это снизит желание людей брать кредиты», — отмечает он, прогнозируя, что Сбербанк не станет следовать заявленным целям «во что бы то ни стало», а будет смотреть на выполнение определенных условий — финансовые результаты, качество кредитов, объем просрочки и т.д.».
Компании на грани
Планы Сбербанка в сегменте корпоративного кредитования, напротив, стали скромнее. Доля на рынке кредитования юрлиц, согласно новой версии стратегии, за три года должна увеличиться с 32,5 до 33,2% (предыдущий таргет — 39,7%), на рынке депозитов — снизиться с 24,7 до 24,2% (против цели в 30,1%).
В корпоративном секторе ситуация напряженная, заявил Греф. «Сейчас много предприятий находятся в сложной ситуации из-за валютных заимствований, вы слышите про банкротства крупных компаний», — добавил он. Самые проблемные отрасли — это строительство торгово-офисных центров и бизнес-парков, которые финансировались валютными кредитами, и авиаперевозки, добавил первый зампред правления Сбербанка Максим Полетаев, отметив, что риски по авиакомпаниям уже реализовались: рассмотрение иска Сбербанка о признании «Трансаэро» банкротом назначено на 25 ноября, а до понедельника банк закончит изъятие двух самолетов авиакомпании.
Греф добавил, что очень сложной остается ситуация в автомобилестроении, компаниям приходится реструктуризировать долг. «Там хорошие предприятия, в хорошем состоянии: КамАЗ, ГАЗ, АвтоВАЗ. Но временно очень большая проблема, поэтому мы с ними вместе живем в логике этих проблем, мы реструктурируем долг», — сказал Греф, добавив, что, по его ощущениям, «эти предприятия как раз переживут кризис». «У них будут сложности этот год, может, следующий, но они выйдут точно из кризиса», — сказал он.
Тяжелый год, по мнению Грефа, ждет девелопмент: предпосылок, что цены или спрос начнут расти, пока нет, а восстановление сектора начнется только в 2017 году. «Правительство сделало очень правильные шаги. И мы очень сильно поддержали сектор — вы видите, что мы сейчас опять снижаем ставки по ипотечным кредитам, но у нас доля уже, честно говоря, зашкаливает. Мы уже говорим: «Ау, конкуренты, где вы?» — объяснил Греф. Новых крупных компаний, которые «находятся на грани банкротства и вот-вот рухнут — пока перед моими глазами нет», подвел итоги Греф.
Драйвером роста корпоративного портфеля Сбербанка становятся предприятия, ориентированные на внутренний спрос, заявил Полетаев. «Есть ряд отраслей, которые стали бенефициарами кризиса и продуктовых санкций. Они достаточно активно растут, им нужно больше оборотных средств», — объяснил он. Речь идет о сельском хозяйстве, производстве минеральных удобрений, лесной, химической и нефтехимической промышленности, перечислил Полетаев.
«Перед возникновением геополитических проблем и до введения санкций некоторые сельскохозяйственные компании, крупные животноводческие комплексы стояли практически на грани банкротства. Но на текущий момент ситуация резко развернулась, там необходимы дополнительные мощности, бизнес в прекрасном состоянии», — добавил член правления Сбербанка Вадим Кулик. По его словам, еще зимой Сбербанк готовился к банкротствам некоторых компаний из этих отраслей, но уже в середине лета ситуация резко изменилась.
Полетаев добавил, что Сбербанк также ждет высокий спрос со стороны экспортеров на валютные и рублевые кредиты.
Кредиты маленьким ребятам
Экономику России поднимет малый и средний бизнес, и Сбербанк будет увеличивать его кредитование, заявил Греф. «Если мы не финансируем малый бизнес и не занимаемся им, возникает вопрос, кто будет этим заниматься. Ну, может быть, вновь созданный Почтовый банк, наш конкурент, я очень надеюсь, что у них это получится, и они перехватят у нас пальму первенства в каких-то вещах», — сказал он.
По мнению главы Сбербанка, именно частная инициатива станет драйвером роста российской экономики. «Мы будем это делать, будем наращивать кредитование малого бизнеса, потому что я не верю ни в каких национальных чемпионов, крупные компании и монополии и так далее. Я верю, что мы сможем поднять экономику с помощью частной инициативы, помогая вот таким маленьким ребятам, как те, которые работают», — объяснил свою позицию Греф.
Он добавил, что в дискуссиях с Минфином и в налоговой службе выступал против потенциального увеличения налогов на малый и средний бизнес. «Хотите поднять налоги — поднимите для нас, не поднимайте им. Первое, вы не научились их собирать, вы не сможете ничего собирать — вы ничего не получите, и вы угробите бизнес, как это было в 2012 году, когда подняли налоги и убили треть малого бизнеса», — аргументировал Греф свою позицию. «На некоторое время крупный бизнес должен взять на себя налоговую нагрузку вместо малого бизнеса, нужно сделать все для того, чтобы поднять бизнес-аппетит в стране», — добавил он.
Позиция Грефа не совпадает с мнением о перспективах кредитования малого и среднего бизнеса главы ВТБ Андрея Костина. «Если сегодня малый и средний бизнес не востребован в стране, нет поля деятельности для них, то какой смысл их кредитовать? Будут невозвратные долги. Есть потребление, есть спрос — будут деньги, нет потребления и спроса — зачем дешевыми деньгами заливать экономику?» — заявил Костин, выступая на форуме «ВТБ Капитала» «Россия зовет!» 13 октября.
Меньше Европы
Почти 20% активов Сбербанка приходится на зарубежные активы — дочерние банки в Европе, Турции и СНГ. Санкции и напряженная геополитическая обстановка и макроэкономика заставили Сбербанк пересмотреть стратегию относительно зарубежных «дочек», особенно европейских, сказал Греф.
«Мы уже не так агрессивны в нашей международной стратегии, мы пытаемся оптимизировать зарубежный бизнес, пересматриваем нашу европейскую стратегию. Мы остаемся в Европе, но склоняемся к формату цифрового банка», — отметил он.
В июле прошлого года Сбербанк запустил в Германии проект Sberbank Direct, который оказывает услуги только в режиме онлайн, без открытия традиционных офисов обслуживания, и он, по словам Грефа, оказался «невероятно успешным». В сложный для Сбербанка период немецкая модель цифрового банка позволила получить капитал на европейском рынке и фактически перевести европейскую «дочку» на самофондирование, отметил Греф. «Сейчас все наши усилия в Европе будут сконцентрированы на цифровом банкинге, уменьшении количества филиалов и, возможно, уходе с каких-то территорий», — сказал Греф.
По сообщениям чешских СМИ, Сбербанк в начале года искал покупателей на дочерние банки в Словакии и Венгрии. Дочерний банк Сбербанка в Словакии оценивается в €2 млрд, актив в Венгрии — около €1,6 млрд.
Самая сложная ситуация — у украинской «дочки» Сбербанка, признал Греф. «Украина — это наша головная боль номер один, но пик украинского кризиса, надеюсь, остался позади», — отметил Греф. «Мы построили хороший технологичный банк. Было много провокаций против него, так как полное название банка на Украине — Сбербанк России, но местный регулятор после трех проверок отметил, что наша «дочка» остается лучшим украинским банком», — добавил он. Белорусская и казахстанская «дочки» тоже столкнулись с проблемами в 2015 году, но ситуация стабилизируется и банки будут прибыльными, добавил Греф.
Лучше всего, по словам президента Сбербанка, сейчас себя чувствует турецкая «дочка» — DenizBank, показывающая «впечатляющие результаты». «Неделю назад я был в Стамбуле на праздновании в честь трех лет с момента поглощения банка, и мы удвоили активы в Турции, несмотря на непростую ситуацию на рынке, действия регуляторов, увеличили чистую прибыль в 1,8 раза», — рассказал Греф. «Честно говоря, турецкий банк по инновационности находится даже на шаг впереди российского», — добавил он.