Как регулирование эквайринговой комиссии скажется на размере кешбэка
Банки могут ухудшить программы лояльности по картам из-за ограничения эквайринговых комиссий на социально значимые товары и услуги, считают опрошенные РБК эксперты.
21 марта Банк России временно установил максимальное значение эквайринговых комиссий на уровне 1% за оплату картами социально значимых товаров и услуг. Размер интерчейнджа, который является основой эквайринговой комиссии и за счет которого банки выплачивают кешбэк, установлен на уровне 0,7%. Ограничения будут действовать с 18 апреля по 31 августа 2022 года. Сейчас тарифы за эквайринг находятся на уровне 1,2–2,2%.
Сниженная комиссия будет распространяться на розничную продажу продуктов питания и еды, потребительских товаров, в том числе одежды, топлива, медицинских изделий и лекарственных препаратов, а также на услуги в сферах связи, жилищно-коммунального хозяйства, медицины, образования, культуры, туризма и перевозки пассажиров.
Как банки могут изменить программы лояльности
Под ограничения ЦБ попали все основные ретейлеры. Сниженная комиссия не затронула только салоны красоты, мастерские, рестораны и т.п., поэтому банкам будет сложно удержать прежний уровень кешбэка, считает проектный лидер Frank RG Анна Стогниенко. Сократить расходы на кешбэк можно несколькими способами, перечисляет эксперт: «Отменить начисление бонусов по всем товарам и услугам, на которые установлена сниженная эквайринговая комиссия, полностью приостановить программу лояльности или сохранить только кешбэк от партнеров».
При временном ограничении эквайринговой комиссии банки не захотят сильно менять программы лояльности и, возможно, сократят кешбэк на отдельные категории, говорит руководитель направления исследований центра «Сколково-РЭШ» Егор Кривошея. Однако многое зависит от продолжительности ограничений — если они будут продлены, то банки могут более заметно изменить условия, считает он. «Помимо этого, ситуация может быть неравномерной по рынку. Банки с большим запасом капитала и большим пулом клиентов могут чувствовать себя более комфортно при ограничениях по сравнению с банками, у которых маржинальность платежного бизнеса меньше, например, в силу более низкой транзакционной активности или меньшего пула клиентов», — рассуждает эксперт.
Изменение программ лояльности в худшую сторону особенно сильно ощутят держатели премиальных карт и пользователи банковских подписок. Сейчас средний размер кешбэка по таким продуктам составляет 2% и выше. По массовым картам — 0,7%, поэтому для их держателей отмена кешбэка будет не очень критична, считает Стогниенко. Во время пандемии в 2020 году ЦБ вводил подобные ограничения, но 89% держателей карт не заметили никаких изменений, лишь 5% отметили, что условия по программам лояльности ухудшились, приводит Кривошея данные исследования «Сколково-РЭШ».
Банк России в условиях пандемии коронавируса также установил максимальный тариф за прием карт на уровне 1% для онлайн-магазинов, чтобы поддержать экономику и граждан. В результате ряд крупных банков временно не начисляли кешбэк за покупки в интернет-магазинах.
Газпромбанк пока не принял решение об изменении условий начисления кешбэка, но с большой вероятностью ограничит его симметрично решению ЦБ, сказал представитель банка. «Хоум Кредит» внимательно анализирует ситуацию и будет принимать решение, исходя из изменений в тарифах НСПК и конъюнктуры рынка. Представители Промсвязьбанка и МКБ сообщили, что их программы лояльности в текущий момент не меняются. Совкомбанк и Тинькофф Банк таких изменений тоже не планируют.
Как формируется кешбэк
Кешбэк, или возврат части средств за покупки, — способ стимулировать клиентов чаще совершать оплату картами. Таким образом банк, выпустивший карту, генерирует доход за счет интерчейнджа. Обычно программы лояльности предполагают повышенные бонусы в одной из категорий (авто, рестораны, путешествия и прочее) на уровне 5–10% от операции, по всем остальным безналичным операциям также начисляются бонусы — в среднем 1%.
В программах лояльности также задействованы партнеры, которые платят комиссию банкам за то, что кредитные организации приводят к ним большее число покупателей. Партнерами являются как производители товаров, так и торговые сети. Комиссия, которую платят производители, может достигать 15% от стоимости товара. Тариф для торговых сетей варьируется на уровне 5–10%.
По последним данным Frank RG, за 2020 год банки выплатили своим клиентам по программам лояльности 114 млрд руб. — на 30% больше, чем в 2018-м (88 млрд руб.). Исследование рынка за 2019 год не проводилось. В 2020 году до 50% выросла доля активных карт с уже подключенной программой лояльности, в 2018-м она составляла 35%.