Накопитель проблем: как будет работать фонд плохих активов на 2 трлн руб.
Банк России 24 мая представил подробности создания фонда плохих активов — совершенно новой структуры на российском финансовом рынке, предназначенной для управления непрофильными и проблемными активами санируемых банков. Общий объем образованного на базе банка «Траст» фонда составит порядка 2 трлн руб., заявил зампред ЦБ Василий Поздышев на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2018).
По его словам, в фонд войдут непрофильные активы и плохие долги всех санируемых в настоящее время банков — «ФК Открытие», Бинбанка и Промсвязьбанка (ПСБ), а также банков, ранее входивших в эти банковские группы, — «Траст», Рост-банка и Автовазбанка.
Фонд непрофильных и проблемных активов возглавит «человек с рынка», сказал Поздышев. «Уже есть шорт-лист кандидатов», — добавил он. Сейчас вопросы создания фонда курирует член правления банка «ФК Открытие» Юрий Адамович.
Еще в начале апреля ЦБ оценивал переданные в фонд плохие и непрофильные активы в 1,1 трлн руб. Это была оценка только активов банка «Траст» и Рост-банка (находятся в процессе объединения), пояснил зампред ЦБ. В новой оценке, сказал Поздышев, учитываются активы Автовазбанка, который был снят с баланса ПСБ и будет присоединен к «Трасту» и Рост-банку, около 250 млрд руб. непрофильных и проблемных активов самого ПСБ, а также части непрофильных активов с балансов «Открытия» и Бинбанка.
По оценкам ЦБ, создаваемый фонд будет работать около трех—пяти лет, после чего все активы будут проданы на рыночных условиях.
Без партнеров не справиться
Опыта работы со структурами, управляющими непрофильными активами, у Банка России нет. ЦБ планирует привлечь к деятельности фонда Агентство по страхованию вкладов (АСВ) и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). От АСВ регулятору понадобится опыт по ликвидации активов и судебному преследованию, сотрудничество с агентством «будет точечным», сказал Поздышев. РФПИ войдет в уставный капитал фонда — соответствующее соглашение было подписано 24 мая в рамках ПМЭФ. Представитель РФПИ будет в совете директоров фонда, доля РФПИ в капитале фонда непрофильных активов (оценивается в 1 млрд руб.) не раскрывается, но она, по словам главы РФПИ Кирилла Дмитриева, будет небольшой.
Василий Поздышев также сообщил, что активы фонда разделят на два блока. В первый, объемом около 40%, войдут «совсем плохие активы, которые нужно ликвидировать» (предприятия в состоянии банкротства). Во второй — предприятия, которые работают, то есть непрофильные активы (60% фонда). Непрофильные активы будут разбиты по кластерам — нефтяной, лесной, сельскохозяйственный (производство мяса, птицы, зерна, земельный фонд), недвижимость (торговые центры, жилье, офисная недвижимость, отели). Фонд совместно с РФПИ будет «смотреть, как можно повысить их стоимость, чтобы вернуть деньги», уточнил представитель ЦБ.
АСВ также может передать фонду «часть активов, которые имеют перспективы вырасти», сообщил гендиректор АСВ Юрий Исаев. В свою очередь, АСВ, по его словам, могло бы взять из фонда те активы, качество которых сначала может выглядеть неплохо, а потом может ухудшиться.
По словам зампреда ЦБ, мероприятия по созданию фонда проблемных активов находятся на завершающей стадии, а объем активов, который будет поступать в этот фонд, должен быть закрыт к концу 2019 года. У фонда будет банковская лицензия, однако собственно банковской деятельностью он заниматься не будет. В пассивах фонда сейчас — только кредит ЦБ, из других источников средства привлекать не планируется, уточнил Поздышев.
Ранее ЦБ заявлял, что рассчитывает по итогам работы фонда вернуть в среднем 40–60% от предоставленных на санацию средств — то есть от 1,46 трлн руб., по данным отчета ЦБ за 2017 год.
Фонд стрессовых активов
Несмотря на формирование специального фонда, проблема существенного объема плохих активов в банковской системе остается, указывает заместитель директора группы банковских рейтингов АКРА Ирина Носова. Их основная часть уже выявлена и передается в фонд, но в ближайшие два года АКРА ожидает увеличения фонда еще примерно на 500 млрд руб. Проблемные активы накапливались в течение нескольких лет, и банки их тщательно скрывали (в отчетности по МСФО в среднем около 40% проблемной задолженности намеренно не отражается), отмечает она.
В фонд могут быть переведены активы, кредитное качество которых может ухудшиться со временем, предположил старший директор Fitch Александр Данилов. В связи с этим он отмечает два важных момента: во-первых, неизвестно, насколько адекватно санированные банки зарезервировали свои проблемные активы — в частности, насколько хорошо покрыты риски (кредиты и облигации) по «Открытие Холдингу»; второй момент может быть связан с расчисткой негосударственных пенсионных фондов в рамках санации банка «ФК Открытие». Возможно, там есть активы ненадлежащего качества, которые также могут быть переданы в этот фонд.
По словам управляющего директора Национального рейтингового агентства (НРА) Павла Самиева, нельзя исключать, что в фонд могут попасть новые банки с плохими активами, которые пока не находятся на санации. Создаваемый институт можно назвать даже не фондом плохих активов, а фондом стрессовых активов, считает эксперт, ведь речь идет о том, что из санируемых банков и других источников в него могут попадать активы, которые неправильно и некомфортно держать на балансе банков. Это могут быть долгосрочные инвестиции, которые не являются плохими, но в то же время не соответствуют структурным требованиям кредитных организаций, объясняет он.
В периметр фонда также могут войти плохие и непрофильные активы и с более мелких переданных в Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС) банков, в частности АТБ и банка «Советский», предполагает ведущий аналитик рейтингового агентства «Эксперт РА» Иван Уклеин. Это будет не только и не столько выкуп плохих активов, сколько выкуп непрофильных активов, то есть реализация недвижимости, недостроев, крупных залогов, полученных по отступному, а также активов, которые требуют многочисленных пролонгаций и реструктуризаций, заключил он.
Банки выздоровели
Создание фонда плохих активов способствовало оздоровлению санируемых за счет ФКБС «ФК Открытие», Бинбанка и Промсвязьбанка. Василий Поздышев рассказал, что к концу прошлого года общий объем проблемных активов банков, проходящих оздоровление за счет ФКБС, составлял 7 трлн руб., а спустя полгода ЦБ создал «одну крупную и здоровую финансовую группу на базе банка «ФК Открытие», которая в итоге будет управлять Бинбанком (будет присоединен до конца года), «Росгосстрахом» и тремя негосударственными пенсионными фондами (НПФ электроэнергетики, «ЛУКОЙЛ-Гарант» и НПФ «РГС»). Проблем у финансовой группы с точки зрения ликвидности и капитала нет, подчеркнул Поздышев.
Завершено оздоровление и будущего оборонного банка — ПСБ. Через одну-две недели он, как и планировалось ранее, будет передан в казну, чтобы сосредоточиться на работе с предприятиями ОПК. С баланса банка сняли как активы, связанные с бывшими собственниками (братьями Ананьевыми), так и санировавшийся им Автовазбанк. Общая сумма докапитализации банка составила 243 млрд руб. в виде облигаций федерального займа (ОФЗ). На баланс банка перейдут оборонные кредиты — в феврале глава Минфина Антон Силуанов оценивал их в 1 трлн руб. — от других банков.
Поздышев также внес ясность по одному из главных касающихся ПСБ вопросов — будут ли оборонные кредиты переданы вместе с капиталом. Именно таков был изначальный план, предложенный Минфином, однако главы Сбербанка и ВТБ Герман Греф и Андрей Костин выступали против такой схемы. В конце апреля, как говорил осведомленный источник РБК, из законопроекта, регулирующего передачу кредитов, исчезла норма об обязательной передаче капитала вместе с активами. «Это будет решаться корпоративными процедурами — право принимать решение о передаче капитала будет отдано акционерам [обслуживающих сейчас ОПК банков]», — говорил он.
В четверг, 24 мая, Поздышев объявил — схема передачи кредитов ПСБ будет индивидуальной для каждого банка. По словам зампреда ЦБ, предполагается, что при передаче с балансов банков кредитов будут также передаваться инструменты капитала, а какие — каждый банк будет решать сам: это могут быть субординированные кредиты, которыми государство ранее докапитализировало банки, привилегированные акции или часть прибыли.