ЦБ снизил ключевую ставку до нового исторического минимума
Каковы шансы на то, что регулятор продолжит смягчение политикиСовет директоров Банка России в пятницу, 24 июля, снизил ключевую ставку на 0,25 процентного пункта (п.п.), до 4,25%, говорится в сообщении регулятора. Это уже третье снижение ставки Центробанком с начала пандемии и новый минимум стоимости заимствований в российской истории. Но сегодня регулятор снизил ее не так резко, как в предыдущие разы: 19 марта — на 0,5%, а 19 июня — сразу на 1 п.п. (впервые с 2015 года).
ЦБ также уточнил прогноз по инфляции. «По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 3,7–4,2% в 2020 году, 3,5–4,0% в 2021 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем», — сказано в сообщении. В апреле Банк России ожидал, что инфляция «составит 3,8–4,8% по итогам 2020 года и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем», но после июньского заседания регулятор уже не давал столь четких ориентиров, указывая лишь, что его решение направлено на «удержание инфляции вблизи 4%».
ВВП по итогам года снизится на 4,5–5,5%, прогнозируют в ЦБ. В 2021 году ожидается восстановительный рост на 3,5–4,5%, в 2022 году — на 2,5–3,5%. В июне ЦБ прогнозировал снижение ВВП в более широком диапазоне в 2020 году: на 4–6%. Хотя смягчение ограничительных мер и способствует оживлению экономической активности, восстановление мировой и российской экономики будет постепенным, отметили в ЦБ. Регулятор больше не ждет «значимого» отклонения инфляции вниз от таргета в 4% в 2021 году, но указывает, что такой риск сохраняется.
Процентные ставки по депозитам и ипотечным жилищным кредитам снижаются, но вместе с тем повышается и давление на них из-за возросшего кредитного риска. В ЦБ рассчитывают, что очередное снижение ключевой ставки и произошедшее существенное уменьшение доходностей на рынке ОФЗ создадут условия для снижения процентных ставок на других сегментах финансового рынка в дальнейшем.
На пресс-конференции после решения по ставке председатель ЦБ Эльвира Набиуллина отметила, что ЦБ после снижения ставки на 0,25 п.п. «вернулся к стандартному шагу». «Я напомню, что мы вообще предпочитаем действовать постепенно, плавно, для того чтобы оценивать все эффекты от тех решений, которые мы принимаем», — объяснила она логику действий совета директоров. Пространство для дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики, возможно, есть, добавила глава ЦБ: «Насколько можно будет им воспользоваться, мы будем оценивать, исходя из того, как будет развиваться ситуация в экономике».
В этот кризис, вызванный пандемией коронавируса и падением цен на нефть, Центробанк вместо повышения ставки начал проводить мягкую денежно-кредитную политику.
Чего ждали аналитики
Решение о снижении ставки было в целом ожидаемым. Экономисты расходились лишь в том, каким будет шаг регулятора. Рынок рассчитывал на более серьезное смягчение: большинство экономистов, опрошенных для консенсус-прогноза Bloomberg, прогнозировали снижение на 0,5 п.п.
В качестве аргументов в пользу снижения ставки экономисты приводили недавние заявления Набиуллиной и ее заместителя Алексея Заботкина, курирующего денежно-кредитную политику. Так, Набиуллина в июле заявила, что ЦБ видит пространство для снижения ставки из-за низкой инфляции. Заботкин в интервью Reuters, в свою очередь, сказал, что «существенная часть пространства для смягчения была использована» и «дальнейший темп снижения, вероятно, будет более постепенным».
Экономист «ВТБ Капитала» по России и СНГ Александр Исаков отмечал, что в пользу снижения на 0,25 п.п. говорят неопределенность по поводу того, насколько выраженной будет реакция цен на смягчение денежно-кредитной политики, а также ожидания денежного рынка.
ЦБ сохранил неизменным сигнал на дальнейшее снижение ставки. «При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях. Банк России будет принимать решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков», — сказано в сообщении. Такой же сигнал содержался и в предыдущем заявлении.
Где предел смягчения
Набиуллина рассказала, что совет директоров ЦБ пересмотрел оценку диапазона нейтральной ключевой ставки с 5–6% до 4–5%. Снижение диапазона связано с формированием ставок в мировой экономике на более низком уровне и снижении страновой премии за риск, объяснила глава Банка России. Нейтральная ставка — это ненаблюдаемый показатель, который может служить «ориентиром того, где ключевая ставка может находиться в среднем на длительном промежутке времени», отметила она. Снижение ставки ниже диапазона нейтральной говорит о проведении мягкой денежно-кредитной политики.
Дискуссия о диапазоне нейтральной ставки, возникшая в последние месяцы, важна в текущих условиях, так как более низкий диапазон нейтральной ставки создает больше пространства для снижения ключевой ставки в будущем, писали аналитики Bank of America.
Предел для снижения ключевой ставки близок, но еще не достигнут, полагает экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. «Ставка 4% выглядит более уверенно как дно для текущего цикла снижения. Снижение ставки до 3,5% возможно в случае второй полномасштабной волны коронавируса и жесткого сценария карантинных ограничений», — сказала она РБК.
Такого же мнения придерживается главный аналитик Росбанка Евгений Кошелев, хотя отмечает, что шансы на «донастройку политики» сохраняются. «Последующие действия Банка России потребуют большего внимания к инфляционным процессам в ходе сезона сбора урожая, а также внешней волатильности, возросшей на фоне геополитических конфликтов», — говорит эксперт.
Банк России вернулся к более осторожной и взвешенной политике, говорится в обзоре главного экономиста РФПИ Дмитрия Полевого. «Большая часть цикла снижения определенно позади», — считает он. Полевой отмечает сохранение умеренно «голубиного» сигнала на снижение ставки на дополнительные 0,25 п.п. в сентябре.
Снижение ставки на 0,25 п.п. разочаровывающе для рынка, пишет в обзоре главный экономист ING Bank Дмитрий Долгин: «Мы считаем вероятным еще одно снижение на 0,25 п.п. в этом году, но не обязательно на следующем заседании». Долгин указывает на осторожное снижение прогноза по инфляции в 2021 году с 4 до 3,5–4%, что уменьшает вероятность снижения ключевой ставки ниже 4% в 2021 году.
Наиболее важный сигнал — это решение по валютным интервенциям, считает Софья Донец. Набиуллина на пресс-конференции подтвердила, что ЦБ прекращает продажи валюты, вырученной от сделки по продаже Сбербанка (ему осталось продать 185 млрд руб., но ЦБ сделает это постепенно уже в четвертом квартале): именно этот механизм, позволяющий проводить дополнительные интервенции при нефти дешевле $25, регулятор ввел в момент обвала цен на нефть и курса рубля. «Сконцентрированные в четвертом квартале продажи $2,5 млрд могут существенно поддержать рубль на уровне 1–2% от нашего текущего прогноза. Это высвобождает пространство для снижения на еще 0,25 п.п., до 4%», — говорит Донец.