ЦБ назвал риски «мексиканской страховки» для нефтегазовых доходов
Банк России не видит смысла в хеджировании ценовых рисков нефтегазовых доходов — это слишком большие расходы для Фонда национального благосостояния. Об этом на онлайн-конференции заявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.
«Мы пока не видели точных предложений на эту тему, но если говорить о том, чтобы нам копировать мексиканский опыт, — мы не поддерживаем такое предложение. Во-первых, мы считаем, что бюджетное правило выполняет свою функцию. Изменять его на что-то другое... [для этого] нужно понимать, что другой механизм будет лучше. Дополнять его? Тоже нужно понимать, какой ценой будет дополнение бюджетного правила этим механизмом. Кроме того, надо учитывать, что все-таки объемы добычи нефти и экспорт нефти в Мексике многократно меньше российских», — сказала глава ЦБ.
«Если речь идет о том, чтобы хеджировать все объемы, у нас есть большие сомнения, что рынки хеджирования позволяют эту операцию осуществить. Либо она будет очень дорогая. Если ее предполагается финансировать при этом из ФНБ, это достаточно дорогая операция. Это, на мой взгляд, не лучший способ тратить деньги из ФНБ. Это будет дорого при таком объеме», — добавила Набиуллина.
Сейчас принцип использования средств ФНБ также предусматривает возвратность инвестиций, а при таком механизме он не будет работать, отметила она.
О том, что российское правительство прорабатывает идею хеджирования ценовых рисков для нефтегазовых доходов по аналогии с используемым Мексикой механизмом покупки пут-опционов, стало известно в среду, 22 июля. Соответствующее поручение давал президент Владимир Путин, уточнял его пресс-секретарь Дмитрий Песков: «Действительно, в соответствующих ведомствах обсуждаются различные механизмы хеджирования, использования этой практики, которую некоторые страны применяют. Этот вопрос действительно рассматривается, и действительно президент дал поручение проработать эту возможность».
С предложением рассмотреть возможность проработки программы хеджирования по цене отсечения к президенту обратилась «Роснефть», сообщал один из источников «Интерфакса». Наличие такого механизма позволит нефтяникам защититься от непредвиденных изъятий выручки, объяснял РБК аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. «Если доходы федерального бюджета сильно падают, правительство в срочном порядке ищет, чем компенсировать недостающие доходы, и повышение налогов для нефтегазовых компаний, очевидно, стоит первым номером в этом списке», — рассказывал он. В результате нефтегазовые компании сами заинтересованы в стабильности ФНБ, который позволяет компенсировать недостающие средства бюджету в периоды низких цен на нефть.
В Мексике он действует следующим образом: для страховки от колебаний цен на нефть покупает на нее пут-опционы на нефть, которые дают право через некоторое время продать нефть по зафиксированной цене. Так, в 2020 году такая цена составляет $49 за баррель мексиканского сорта Maya. Но на практике физическая нефть не продается: если фактические цены на нефть опускаются ниже той, что зафиксирована в финансовых контрактах, Мексика получает прибыль от разницы между этими ценами. Если нефть на рынке все время торгуется выше захеджированной цены, Мексика несет убытки в виде расходов на покупку пут-опционов.
Если бы Россия хеджировала нефтегазовые доходы на условиях, сравнимых с мексиканскими (со страйк-ценами $55 за баррель на 2019 год и $49 за баррель на 2020 год), из ФНБ на хеджирование 2019 года было бы израсходовано в 2018 году 256 млрд руб., 2020 года — 305 млрд руб., то есть 6 и 10,3% от нефтегазовых допдоходов, перечисленных в ФНБ, — 4,3 трлн и 3 трлн руб. в 2018 и 2019 годах, цитирует письмо Орешкина источник «Интерфакса». Пополнение же ФНБ от результатов хеджирования в первой половине 2020 года составило бы 1,4 трлн руб.