Сбербанк показал новый логотип, голосовых помощников и приставку. Главное
Глава Сбербанка Герман Греф на конференции «Сбер Конф», которая прошла в четверг, 24 сентября, показал новый логотип и слоган Сбербанка.
«Для фирменного знака «Сбера» мы взяли самое главное от нашего банковского наследия. Галочку — символ нашей целеустремленности и ориентированности на пользу для человека. Наш круг — символ нашей сфокусированности на потребностях людей, создании комфорта и возможностей для них. Мы остались зеленым финансовым брендом, но добавили много разнообразия в том, чем мы занимаемся и чем полезны для клиента», — сказал Греф.
- Новым брендом Сбербанка, как отмечается в его сообщении, стал «Сбер» — под ним объединены почти все услуги, которые предоставляет экосистема банка, в частности «СберМаркет», «СберКлауд», «СберАвто», «СберЗдоровье», «СберЛогистика», «СберФуд».
- Помимо слогана «Сбербанк. Всегда рядом» появится еще один — «Сбер. Для жизни».
- Представлен новый банкомат с функцией распознавания лиц и голосовым управлением. В него также будут внедрены сервисы экосистемы Сбербанка. Замглавы Сбербанка Александр Ведяхин сообщил журналистам, что до конца года будет установлено 100 банкоматов нового типа.
- В пресс-службе Сбербанка уточнили, что «значительных затрат на имиджевую рекламу не планируется»: «Из существенных дополнительных инвестиций — только замена крышных конструкций на наших ключевых офисах в крупных городах. Ориентировочно мы оцениваем наши дополнительные расходы, помимо нашей обычной деятельности, на внедрение нового бренда в сумму около 2,5 млрд руб. в течение пяти-шести лет». Первый зампред Сбербанка Лев Хасис сообщил журналистам, что переформатирование всех отделений Сбербанка также займет пять-шесть лет.
- «Никаких радикальных инвестиций на эти цели [внедрение бренда] не планируется: изначально поменяются все наши цифровые и электронные каналы и интернет-сайты, банкоматы будут заменены по мере их износа, вывески на отделениях будут заменяться в течение нескольких лет, текущие пластиковые карты будут действовать у клиентов до срока их окончания, что также не повлечет дополнительных затрат», — уточнили в Сбербанке.
- По словам Ведяхина, в каждом регионе появится по два-три новых офиса уже в следующем году. Ребрендинг «дочек» Сбербанка в Белоруссии и Казахстане произойдет не раньше 2021 года, график для других стран, в которых присутствует банк, пока не установлен.
Зачем Сбербанку ребрендинг
- Сбербанк лидирует на финансовом рынке, что накладывает значительные ограничения на дальнейший рост, поэтому ему необходим выход в смежные индустрии и дальнейшее развитие экосистемы — для этих целей бренд «Сбер» имеет значительно лучшее позиционирование, поскольку со временем позволит отойти от привычного восприятия компании в качестве только финансовой организации, считает руководитель группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора «Делойт СНГ» Максим Налютин.
- Вряд ли создание экосистемы имеет целью расширение клиентской базы (услугами Сбербанка уже пользуются 45% россиян, большинство экономически активного населения страны), цель — в увеличении кросс-продаж и максимальном охвате всех сфер жизни существующих клиентов, добавляет вице-президент Moody’s Ольга Ульянова.
- Расширение деятельности нужно и для того, чтобы у банка в будущем было больше возможностей для успешной диверсификации доходов, считает аналитик БКС Егор Дахтлер: «Помимо процентного дохода банку необходимо зарабатывать комиссионные доходы в условиях падающих ставок, и объявленная трансформация — это, несомненно, шаг в данном направлении». Он добавил, что трансформация банка и его экосистемы может повлиять на стоимость и оценку компании в будущем, однако отдача от этих шагов станет понятна позднее — в моменте особой реакции акций на презентацию Сбербанка не наблюдается.
- По мнению Ульяновой, такая экспансия не несет рисков для банка как финансового института, поскольку основная часть трат на экосистему не связана с покупками, а совершается самим Сбербанком в рамках его операционной деятельности. «Несмотря на этот факт, отношение операционных расходов к операционным доходам Сбербанка сохраняется на уровне существенно ниже 40%, что является весьма хорошим показателем, и в любом случае лучше, чем среднее по рынку», — объясняет эксперт. В кризисные периоды зачастую наблюдается переток клиентов из более мелких банков в Сбербанк (контрольный пакет которого принадлежит государству), то есть рынок воспринимает его как одного из самых надежных игроков в секторе, говорит аналитик Fitch Антон Лопатин.
Планы на экосистему
- Сбербанк рассчитывает, что в долгосрочном периоде 20–30% его доходов должны приносить небанковские продукты и сервисы, сообщил журналистам Хасис.
- По итогам 2020 года Сбербанк планирует получить более 70 млрд руб. выручки от цифровых нефинансовых сервисов — это не более 5% от его операционных доходов, напоминает Лопатин. «По итогам второго квартала 2020 года многие сервисы экосистемы показали двукратный и трехкратный рост год к году. Рост доли дохода от небанковских сервисов будет происходить явно быстрее, чем от традиционных банковских, но на достижение доли 20–30% потребуется время», — говорит он.
- Нефинансовые сервисы еще не скоро будут приносить 20% выручки всей группы, не в ближайшие два года, добавляет Ульянова: «Их цель — не генерировать прибыль, а уверенно привязать к себе клиента, которому можно будет с выгодой продавать весь имеющийся набор финансовых и нефинансовых услуг».
Новые девайсы
- «Сбер» представил семейство виртуальных ассистентов «Салют», куда входят три виртуальных помощника с разными «характерами»: «Сбер», «Афина» и «Джой». Они интегрированы в новое устройство SberPortal, которое также продемонстрировал банк. Это экран с сенсорным, голосовым и жестовым управлением. Исполнительный вице-президент — руководитель блока «Технологии» Сбербанка Давид Рафаловский назвал новинку «умной» колонкой со встроенным экраном. Через устройство можно будет смотреть видеоконтент, слушать музыку, использовать его для видеосвязи, с помощью голосовых помощников — заказать доставку еды, приобрести предметы из фильма, записаться в салон красоты и т.д. Оно должно поступить в продажу в конце этого года, стоимость пока не называется.
- «Сбер» показал и ТВ-приставку SberBox, которая подключается к телевизору. В нее интегрированы голосовые помощники «Салют». Цена новой приставки на старте продаж составит 2990 руб., в дальнейшем — 3550 руб. В феврале «дочка» Сбербанка «СберДевайсы» начала продавать свое первое устройство — Okko Smart Box. Это ТВ-приставка, разработанная для онлайн-кинотеатра Okko, которая подключается к телевизору и к интернету. В начале июля Греф предлагал президенту России Владимиру Путину использовать ТВ-приставку в школах, «зашить» в нее образовательную платформу и организовать доступ к суперкомпьютеру. Как пояснил представитель Сбербанка, в ближайшее время владельцы ТВ-приставок Okko получат возможность загрузить в них голосовых ассистентов «Салют».
По оценке разработчика технологий разговорного искусственного интеллекта Just AI, в 2020 году продажи «умных» колонок в России превысят 1 млн устройств, а объем этого рынка составит около $100 млн. «Для российского рынка и экран (SberPortal. — РБК), и приставка «Сбера» — абсолютно новаторские решения. Оба устройства демонстрируют, насколько больше возможностей открывает сочетание голосового и визуального интерфейса — и перед пользователем, и перед бизнесом», — говорит управляющий директор Just AI Кирилл Петров. «Умный» экран — это «самый новый и наиболее быстрорастущий сегмент на рынке «умных» колонок в мире, и «Сбер» стал первым игроком в этой нише в России», добавил эксперт.
Среди российских компаний первым «умную» колонку начал продавать «Яндекс»: в октябре 2018 года компания выпустила «Яндекс.Станцию» со встроенной «Алисой». Число проданных станций компания не раскрывала, но сообщала, что по итогам второго квартала в целом на продаже устройств с «Алисой» заработала более 540 млн руб.
«Умные» колонки также разрабатывают Mail.ru Group (с помощником «Марусей») и МТС (с «Марвином»). Колонка от Mail.ru Group поступила в продажу весной. Колонка МТС «массово распространяется среди абонентов» оператора, поскольку компания хочет обучить голосового помощника. Источники РБК еще год назад рассказывали, что Сбербанк работает над собственной «умной» колонкой.
Сервисы
- В офисах Сбербанка появятся пункты выдачи посылок. Кроме того, «Сбер» запускает 15-минутную курьерскую доставку в Москве и Санкт-Петербурге.
- В сервисе такси «Ситимобил» (принадлежит совместному предприятию Сбербанка и Mail.ru Group) можно будет прокладывать маршрут для электросамокатов, а в ближайшее время такая опция будет запущена для велосипедов и общественного транспорта.
- «Сбер» также продемонстрировал свою образовательную платформу для школ «СберКласс», которая предлагает персонализированную модель образования на Школьной цифровой платформе. Сейчас «СберКласс» работает в 65 регионах.
- «СберЗвук», о запуске которого на базе сервиса Zvooq Сбербанк объявил 23 сентября, будет предлагать персонифицированные подборки подкастов и музыки.
- «Сбер» запускает Smart Market — платформу, на которой различные компании, в том числе малый бизнес, смогут создавать новые навыки для голосовых ассистентов «Салют». Для этого можно будет использовать шаблоны, иметь навыки программиста необязательно. Навыки для «Салюта» уже сделали «Кофемания» (заказ доставки еды), S7 (покупка авиабилетов) и другие компании.
- «Сбер» также анонсировал специальный пакетный тариф на услуги компаний, входящих в его экосистему, — «СберПрайм» за 199 руб. в месяц или 990 руб. в год до конца 2020-го (с 2021 года цена годовой подписки вырастет до 1990 руб.).