Банк России выступил против прямого доступа инвесторов к торгам на бирже
Чем он аргументировал свою позициюОрганизация в России прямого доступа к торгам на бирже для большого количества клиентов затруднительна, а преимущества внедрения такого механизма не очевидны, указал Банк России в новом консультативном докладе (.pdf). Так регулятор отреагировал на дискуссию, которую в октябре 2023 года инициировал глава наблюдательного совета Московской биржи Сергей Швецов на конференции НАУФОР. Он тогда отмечал, что новый подход к торгам позволит сохранить ликвидность рынка. Профильные участники — брокеры, управляющие компании — высказывались против идеи прямого доступа к бирже. Регулятор в марте этого года пообещал проанализировать целесообразность изменений.
«Реализация прямого доступа к торгам для большого количества клиентов затруднительна. На текущий момент на российском рынке отсутствует необходимая для этого технологическая база, при этом выгоды прямого доступа для клиентов и всего финансового рынка не очевидны. Кроме того, в международной практике прямой доступ граждан к биржевым торгам без участия брокера не встречается. Его ближайшие аналоги узкоспециализированы и нацелены на определенные категории инвесторов, а также требуют особого внимания с точки зрения рисков», — констатирует ЦБ.
Как рынок устроен сейчас
Сейчас на российском рынке действует двухуровневая модель: есть инфраструктурные организации и финансовые посредники, чьи функции преимущественно разделены. Первые — биржи, клиринговые организации и депозитарии — предоставляют площадки для торгов, ведут централизованный учет бумаг и централизованные расчеты. Также они консолидируют ликвидность и обеспечивают стабилизацию ценообразования. При этом инфраструктурные организации не отрезаны от внебиржевого рынка.
Финансовые посредники (брокеры, инвестбанки, управляющие компании) привлекают клиентов, предоставляют им информационно-аналитические услуги, занимаются маржинальным кредитованием, организуют выпуски ценных бумаг. Ряд посредников также осуществляют торговлю активами внутри собственной инфраструктуры, зеркалируя операции на биржевом рынке, чтобы избежать размытия ликвидности, указано в докладе ЦБ. По оценкам регулятора, в 2024 году среднемесячный объем сделок внутри систем финансовых посредников составил 253,3 млрд руб.
Прямой доступ к организованным торгам сейчас имеют институциональные инвесторы и управляющие компании (УК). Объем операций последних незначителен. В 2023 году на фондовой секции Мосбиржи было четыре активные УК с объемом сделок 0,01% от оборота, на СПБ Бирже — три компании с долей менее 0,5%, оценил ЦБ.
Более активно прямой доступ к торгам применяется в секции валютного рынка. По данным регулятора, в 2023 году там работали 26 корпоративных участников торгов (крупные промышленные и нефтегазодобывающие компании), объем их операций составил 0,9% от общего оборота на валютной секции Мосбиржи. Однако 12 июня 2024 года биржевые торги основными валютными парами — с долларом и евро — были остановлены из-за санкций США против Мосбиржи и Национального клирингового центра.
Внебиржевую торговлю финансовыми инструментами в России сейчас организуют брокеры и внебиржевые платформы для своих клиентов. Ее масштаб несопоставим с организованными торгами — всего 6% от объема биржевых торгов в 2024 году, но «по отдельным бумагам он может достигать трети объема их торгов», указано в докладе.
Как рынок может развиваться по версии ЦБ
В докладе регулятор выделяет два направления развития архитектуры финансового рынка.
Универсализация, когда функции брокеров и инфраструктурных организаций сближаются. В этом сценарии обе группы компаний смогут осуществлять:
- интернализацию — исполнять поручение клиента за свой счет, совершая сначала самостоятельные сделки, а потом в интересах клиентов (сейчас могут только брокеры);
- кросс-агентирование — проводить операцию одновременно в интересах разных сторон сделки (тоже доступно брокерам);
- давать прямой доступ к организованным торгам (сейчас этот функционал есть, например, у бирж).
Специализация — сохранение существующего разграничения функционала разных участников рынка в интересах эмитентов и инвесторов.
Плюсы и минусы прямого доступа на биржу
Как отмечает ЦБ, трансформация текущей архитектуры финансового рынка может дать его участникам возможности для дополнительного заработка. Так, инфраструктурные компании смогут расширить бизнес за счет предложения инвесторам нового функционала, посредники — повысить маржинальность операций за счет перетока части сделок на внебиржевой рынок, а инвесторы — заработать на разнице цен на разных площадках (ценовой арбитраж). Преимуществом для эмитентов будет более широкий выбор площадок.
Обратная сторона трансформации — рост издержек и регуляторной нагрузки. Среди минусов и рисков ЦБ также выделяет:
- необходимость доработки технологических процессов, усложнение внутренней инфраструктуры, а значит, и регулирования;
- инфраструктурные организации при прямом доступе будут заниматься маржинальным кредитованием инвесторов-физлиц, а значит, должны учитывать «краткосрочные инвестиционные стратегии граждан и риск их личного банкротства»;
- усиление позиций инфраструктурных организаций поспособствует тому, что брокеры будут еще активнее развивать внутренние торговые системы — это потребует больших финансовых затрат, может способствовать консолидации на рынке и снижению конкуренции;
- издержки профессиональных участников рынка будут частично переложены на клиентов, то есть инвесторов;
- формирование нескольких пулов ликвидности (биржевые пулы и пулы брокеров) приведет к сложностям ценообразования и создаст трудности для выхода новых эмитентов на рынок.
Что будет, если оставить все как есть
По мнению ЦБ, одно из основных преимуществ жесткого разделения функционала между инфраструктурными организациями и посредниками на финансовом рынке — обеспечение эффективности и качества услуг профучастников разных категорий (бирж, брокеров, УК).
Регулятор также указывает, что текущая конфигурация рынка позволяет сохранять непрерывность ценообразования, поддерживает емкость активного рынка и в целом сохраняет его целостность, объем и ликвидность. Но рынок уже трансформируется, и сохранение ограничений и жесткого разделения имеет негативные эффекты:
- растет асимметрия между рабочими часами организованного рынка и брокеров; торги на бирже проходят только в будни, внутри систем брокеров сделки можно совершать и в выходные;
- в текущем законодательстве нет запрета на торги внутри брокеров; если рынок по-прежнему пойдет по пути специализации, потребуются законодательные изменения;
- рыночная ликвидность по-прежнему будет концентрироваться на площадках инфраструктурных организаций — это может ограничивать возможности брокеров по предоставлению клиентам услуг заключения сделок на внебиржевом рынке.
Как отмечается в докладе, при сохранении текущей архитектуры финансового рынка регулятор считает необходимым:
- пересмотреть подходы к формированию тарифов инфраструктурных организаций «с учетом позиций заинтересованных участников»;
- расширить организованные торги в выходные дни;
- не запрещать интернализацию, а разработать «дополнительные требования» к таким операциям.