Перейти к основному контенту

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Финансы⁠,
0

ВТБ сделает ставку на клиентов с зарплатой до 40 тыс. руб.

Почему банк решил поменять стратегию
Первый зампред ВТБ Печатников: ВТБ начнет выдавать кредиты до зарплаты и рассрочки
ВТБ намерен активизировать работу в массовой рознице, запустив кредиты до зарплаты и рассрочки. В сегменте состоятельных клиентов банку уже трудно расти, а в низкобюджетном есть потенциал, объясняет зампред ВТБ
ВТБ VTBR ₽103,7 +4,93% Купить
Фото: Светлана Шевченко / РИА Новости
Фото: Светлана Шевченко / РИА Новости

ВТБ к 2024 году подготовится к выходу в сегмент массовой розницы, работа с менее обеспеченными клиентами станет частью новой стратегии группы, рассказал журналистам заместитель председателя правления госбанка Анатолий Печатников. Речь идет о продуктах, которые сейчас в основном предлагают микрофинансовые организации (МФО), и о рассрочках. Целевая аудитория — клиенты с доходом до 40 тыс. руб. в месяц. По данным Росстата за февраль, средний уровень зарплаты в России составил 65,1 тыс. руб.

«Мы запускаем новые формы кредитования, кредиты на малые суммы, материальные и нефинансовые программы для семей с детьми и пенсионеров. Будем развивать рассрочки, кредиты до зарплаты, сберегательные продукты для массового сегмента», — сказал Печатников. Он уточнил, что новые кредитные продукты будут продвигаться всеми банками группы: помимо ВТБ в нее входят недавно присоединенные «Открытие» и крымский РНКБ, у ВТБ также осталась неконтрольная доля в Почта Банке.

ВТБ начал оформлять «кредиты-малыши»
Финансы
Фото:Михаил Гребенщиков / РБК

Изменение стратегии и активизация работы в массмаркете необходимы ВТБ, чтобы продолжать расти в рознице, пояснил топ-менеджер.

«Видим серьезный потенциал роста в этой сфере, так как по состоятельному сегменту наша рыночная доля по числу активных клиентов среди банкиризированного населения (тех, кто пользуется банковскими услугами. — РБК) уже больше 30%, там объективно есть предел роста», — сказал Печатников. По его словам, доля ВТБ в массмаркете гораздо ниже — около 7%, поскольку банк, например, меньше представлен в небольших населенных пунктах и преимущественно охватывает города с населением от 100 тыс. человек. Задача группы — нарастить присутствие до «справедливой доли» в 25%, но к какому году будет достигнут этот целевой параметр, Печатников не раскрыл.

Какие шаги по выходу в низкобюджетный сегмент уже сделала группа ВТБ

ВТБ 21 апреля сообщил о старте выдач нового типа кредитов для клиентов — физических лиц. Это «кредит-малыш» на сумму от 5 тыс. до 30 тыс. руб. сроком до 11 месяцев. До запуска этого продукта банк анализировал именно рынок микрофинансов, пояснял замруководителя департамента кредитного розничного бизнеса ВТБ Евгений Благинин.

14 марта Почта Банк, доля в котором есть у ВТБ, учредил микрокредитную компанию «Финпост», следует из выписки ЕГРЮЛ. Уставный капитал компании — 5 млн руб., основной вид деятельности — микрофинансирование.

Как решение ВТБ оценивают эксперты

ВТБ не первый банк, решивший выйти в сегмент микрокредитования. В мае 2021-го Сбербанк стал предлагать клиентам займы до зарплаты на сумму от 1 тыс. до 30 тыс. руб. со сроком погашения один месяц. Похожие продукты есть в линейке Альфа-банка и Почта Банка.

В последние годы закредитованность населения в России выросла, качественных заемщиков стало меньше, и это дает основания для обострения конкуренции банков и МФО, замечает управляющий директор «Эксперт РА» по валидации Юрий Беликов. Он, впрочем, считает, что банки не заинтересованы бороться за всю клиентскую базу МФО, а пытаются «собрать сливки» в виде заемщиков «с хорошей платежной дисциплиной, пусть и по микрозаймам».

ВТБ пока намерен предлагать новые продукты в массмаркете только действующим клиентам, отметил Печатников: «Пока предложения будут адресованы преимущественно нашим клиентам. Хотя у нас небольшая рыночная доля в массовом сегменте, эта аудитория — миллионы человек». Он добавил, что кредиты обычно не являются продуктом для привлечения новых заемщиков в банк.

Выход ВТБ в сегмент кредитования малообеспеченных граждан Беликов считает стратегически правильным. «Ставка на рост за счет премиальных и просто состоятельных клиентов сейчас действительно едва ли могла себя оправдать. Состоятельный сегмент уже окучен и разделен. А переманивать таких клиентов из одного банка в другой сложно с учетом их консервативности», — заключает эксперт.

ВТБ раскрыл рекордный убыток за 2022 год
Финансы
Фото:Владимир Астапкович / РИА Новости

Аналитик инвестбанка «Синара» Ольга Найденова тоже считает этот шаг позитивным с точки зрения оценки инвестиционной привлекательности ВТБ.

«Инвесторы недолюбливали ВТБ, в частности, из-за довольно высокой доли единоразовых доходов, крупных сделок, заметно снижавших предсказуемость результата. Такая розница — это механизм, который должен формировать предсказуемый финансовый результат», — объясняет она, добавляя, что вклад этого сегмента в прибыль вряд ли будет большим. Объем розничного кредитного портфеля ВТБ заметно превышает совокупный портфель займов МФО физлицам — 5,1 трлн руб. по итогам первого квартала (данные отчетности банка) против 291 млрд руб. на конец 2022 года (данные ЦБ по рынку МФО, .pdf).

«Экспансия в микрокредитный сегмент, по-видимому, имеет определенный смысл. Из-за ухудшения ситуации в экономике и роста неопределенности российские банки в прошлом году заметно снизили долю одобрений потребительских кредитов. И запуск микрокредитных продуктов может быть предназначен для того, чтобы сохранить тех клиентов, которым было отказано в получении классического кредита, а также для привлечения новых, в том числе переманивания их у МФО», — рассуждает аналитик «Финама» Игорь Додонов. Расчет также может состоять в том, что при улучшении экономической ситуации в стране эти клиенты смогут перейти в более высокую категорию и претендовать на обычные кредитные продукты, добавляет он.

«В то же время в сегменте микрокредитов уже работают несколько крупных банков, в том числе и системно значимых. Некоторые предлагают собственные микрокредитные продукты, другие имеют дочерние МФО. Так что занять значительную долю этого рынка, думаю, будет непросто», — замечает Додонов. Сложно сказать, насколько это выгодный сегмент для банков, поскольку просрочка в МФО гораздо выше, и если микрокредитные компании могут компенсировать это сверхвысокими ставками, то ставки по потребительским кредитам в банках ограничиваются регулированием ЦБ, заключает эксперт.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Банки"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 18 декабря
EUR ЦБ: 94,15 (+0,34)
Инвестиции, 13:59
Курс доллара на 18 декабря
USD ЦБ: 80,38 (+0,95)
Инвестиции, 13:59
Как трансформируется IT-ландшафт российского бизнеса Отрасли, 14:09
Сервис Drivee составил карту вежливости российских городов Компании, 14:00
Какие антиэйдж-технологии в косметологии ждут в ближайшие 5 лет РБК и КИТ МЕД, 14:00
Барщевский объяснил решение уйти с должности полпреда правительства в КС
РАДИО
Политика, 13:59
Как «Щелкунчик» стал новогодним хитом: непростая история балета Стиль, 13:58
Суд арестовал напавшего на школьников в Одинцово подростка Общество, 13:50
Митрофанов назвал историческим достижение Сафонова в финале турнира ФИФА Спорт, 13:49
Определите свой тип лидерства
Это займет всего 5 минут
Пройти тест
Как экономика впечатлений меняет Москву Отрасли, 13:46
Монетизация данных о клиентах: норма или повод для паники РБК и PostgresPro, 13:46
ЕС расширил санкции против теневого флота Политика, 13:46
«Биннофарм Групп» запустила логистическое направление в Китае Пресс-релиз, 13:40
Как использовать SEO, чтобы находить тренды и продавать больше Образование, 13:40
Аналитики назвали лидера российского рынка облачных контакт-центров Отрасли, 13:39
В Кремле оценили последствия возможного возвращения Турцией С-400 Политика, 13:38