ЦБ дал банкам новые послабления на фоне угрозы санкций против себя
ЦБ дал российским банкам временное послабление в отношении обязательности соблюдения размеров открытых валютных позиций, говорится в сообщении регулятора. Это нужно «для облегчения адаптации банков к сложившейся ситуации».
Открытая валютная позиция на рынке — это несовпадение активов (требований) и пассивов (обязательств) в иностранной валюте.
«Банк России не будет применять к кредитным организациям меры за несоблюдение установленных лимитов в отношении открытых валютных позиций в отдельных иностранных валютах и драгоценных металлах, суммы всех открытых валютных позиций в иностранных валютах и драгоценных металлах, а также балансирующей позиции в рублях при условии, что данная ситуация возникла в силу внешних обстоятельств, а предоставленная возможность не используется банками в спекулятивных целях», — заявил ЦБ. Послабления введены задним числом (с 18 февраля) и будут действовать до 1 июля 2022 года.
В то же время ЦБ будет отслеживать величину открытых валютных позиций и причины, по которым они меняются, «в целях обеспечения бесперебойного функционирования валютного и денежного рынков, а также финансовой устойчивости кредитных организаций».
Послабления в отношении валютных позиций банков вводятся на фоне угрозы западных санкций для самого ЦБ. Евросоюз, США и их партнеры решили «парализовать» его активы и заморозить транзакции. Конкретный набор новых санкций пока не объявлен и не введен. В случае начала их действия ЦБ будет иметь значительно меньше ресурсов для валютных интервенций в поддержку рубля, которые он начал проводить 24 февраля.
По состоянию на 18 февраля международные резервы ЦБ составляли эквивалент $643 млрд (они размещены в активах, номинированных в различных валютах, а также в золоте). На 1 февраля $311 млрд резервов находились в ценных бумагах иностранных эмитентов, $152 млрд — в наличной валюте и депозитах в банках за рубежом, $132 млрд — в золоте на территории России, порядка $30 млрд — в резервах в Международном валютном фонде (МВФ) и специальных правах заимствования (SDR, расчетная единица МВФ).
Зачем это нужно
В зависимости от того, чего на балансе банка больше — валютных активов или пассивов, различают длинную и короткую валютные позиции. Начиная с 2020 года обязательства кредитных организаций в валюте превышали объем средств, которые они могли размещать. Это происходило из-за политики ЦБ по девалютизации и снижения стимулов для банков выдавать валютные кредиты, при этом спрос населения на хранение сбережений в валюте на счетах и депозитах никак не ограничивался. По данным ЦБ, на 1 февраля 2022 года величина валютных пассивов банковского сектора составляла $351,4 млрд, а на активы приходилось $331,4 млрд. То есть чистая короткая валютная позиция сектора составляет $20 млрд, если допустить, что банки никак ее не хеджируют.
На практике это не так, поскольку для кредитных организаций действуют риск-лимиты: сумма всех открытых валютных позиций ежедневно не должна превышать 20% от капитала банка, а ОВП в какой-либо одной валюте не должна быть больше 10% от величины собственных средств. Чтобы соблюдать ограничения, банки хеджируют ОВП за счет операций с производными инструментами, например свопами. Такие сделки не влияют на балансы банков, это внебалансовая позиция, поэтому оценить точную величину разрыва между банковскими пассивами и активами в валюте нельзя.
В условиях резкого изменения валютных курсов риски для банка несет как короткая, так и длинная валютная позиция, говорит управляющий директор рейтингового агентства НКР Михаил Доронкин. Послабления от ЦБ связывают именно с возросшей волатильностью рубля, на фоне которой ОВП банков могла резко вырасти. «Как правило, банки закрывают излишнюю ОВП за счет валютных свопов, однако нельзя исключать, что в текущих условиях стоимость таких инструментов могла сильно вырасти либо они могли стать менее доступны», — заключает эксперт.
24 февраля, после объявления президента Владимира Путина о начале военной операции в Донбассе, рубль на открытии торгов Московской биржи начал резко слабеть по отношению к доллару и евро. Тогда Мосбиржа дважды останавливала торги, а Банк России начал проводить интервенции на валютном рынке — продажи валюты из своих золотовалютных резервов в целях удовлетворения спроса на нее. В пятницу, 25 февраля, курс доллара расчетами на «завтра» на 19:00 составлял 83,06 руб., курс евро — 93,24. руб.