Страховка подвела: что делать клиентам с полисами «Росгосстраха»
Жесткое решение ЦБ принял из-за множества нарушений законодательства по ОСАГО и нежелания их устранять. В сообщении ЦБ по этому поводу говорится, что «Росгосстрах» при заключении договоров ОСАГО не давал автовладельцам законные скидки за безаварийное вождение, необоснованно отказывал в заключении договоров ОСАГО и навязывал дополнительные услуги.
Пресс-служба Российского союза автостраховщиков (РСА) назвала ситуацию «кризисом», из-за которого могут пострадать миллионы автовладельцев. В компании обещают устранить нарушения в кратчайшие сроки. Первый вице-президент ООО «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров говорит, что в группе «Росгостраха» есть одноименное ОАО, у которого также есть лицензия на ОСАГО, поэтому оно может продавать полисы и сегодня.
Группа «Росгосстраха» в среднем собирает в месяц 4,4 млрд руб. по ОСАГО. Ее консолидированная чистая прибыль по МСФО в 2014 году составила 4,2 млрд руб. Управляющий партнер аудиторской компании «Мариллион» Сергей Харитонов говорит, что если ограничение на продажу полисов не будет снято в течение двух месяцев, то компания потратит на выплаты всю чистую прибыль 2014 года. Это, теоретически, может отразиться на политике выплат компании.
Стоит ли владельцам полисов ОСАГО опасаться проблем с получением выплат?
«Никаких опасений, что обязательства не будут выполнены, быть не должно. Ограничение лицензии затрагивает только новые договоры, по старым выплаты сохранятся, поскольку компания уже собрала страховые премии. Если по каким-то причинам «Росгосстрах» будет поступать иначе, клиентам лучше обращаться в Российский союз автостраховщиков, ЦБ или на горячую линию «Федерации автовладельцев». Скорее всего, компанию обяжут выплатить все необходимое. Либо, в крайнем случае, в течение месяца дать письменный мотивированный ответ».
«Поскольку лицензия не отозвана, а ограничена, по закону «Росгосстрах» не должен прекращать страховое возмещение. Вопрос в том, смогут ли они обеспечить устойчивость выплат за счет других продуктов, например каско. Ответить на него однозначно пока сложно. В случае отзыва лицензии клиенты могут обращаться напрямую в Российский союз автостраховщиков, который в такой ситуации может взять на себя долги компании, — таких прецедентов много. Но пока речь идет только об ограничении лицензии, поэтому, если «Росгосстрах» откажется выполнять свои обязательства, нужно также обратиться в РСА, но гарантий, что это «сработает», быть не может».
«Росгосстрах» не будет отказываться от выплат по обязательствам, поэтому оснований для досрочного расторжения договоров нет. Платежеспособность компании не вызывает сомнений, как и финансовые показатели. Устойчивость «Росгосстраха» не связана только с ОСАГО, у них есть и другие продукты. например, КАСКО. За счет совокупности этих продуктов был сформирован резерв, который позволит выполнить все обязательства».
«С одной стороны, страховые компании в основном устроены по принципу «пирамиды»: новые клиенты платят за старых. Это вызывает опасения, что у «Росгосстраха» могут возникнуть проблемы с выплатами. С другой — наша статистика показывает, что страховые компании извлекали сверхприбыли, так что «Росгосстрах» должен выполнить обязательства. Коме того, разрыв договора сейчас вряд ли будет выгодным для автовладельца. При расторжении договора ОСАГО компания вернет ему только часть страховой премии исходя из числа месяцев, оставшихся до конца срока страховки, и вычтет из нее 23% расходов на ведение дел. Если срок действия полиса уже подходит к концу, то отказываться от страхования и терять деньги тем более не стоит».