ЦБ рассказал о манипулировании акциями обанкротившейся «Трансаэро»
ЦБ выявил два случая манипулирования акциями обанкротившейся авиакомпании «Трансаэро», рассказал журналистам директор департамента противодействия недобросовестным практикам ЦБ Валерий Лях.
С сентября по декабрь 2016 года контролирующий акционер «Трансаэро» Александр Плешаков (владел 59,48% акций) на основании договоров дарения перевел 41,4% акций компании со своего счета на счет своей матери Татьяны Анодиной. Операции он совершал пакетами размером не более 5% акций. Инсайдерская информация о выходе Плешакова из капитала «Трансаэро» не была раскрыта, отметил Лях: бумаги затем со счета Анодиной были проданы на бирже частным инвесторам по рыночным ценам — в случае раскрытия их котировки резко изменились бы.
Манипуляции акциями позволили Плешакову и Анодиной избежать убытков на сумму более 200 млн руб., оценивает ЦБ. Это минимальная сумма ущерба, понесенного 2 тыс. частных инвесторов, купивших акции «Трансаэро».
ЦБ видит в действиях Плешакова и Анодиной признаки уголовных преступлений по статьям о неправомерном использовании инсайдерской информации и манипулировании рынком, заявил Лях. Регулятор передал материалы дела в правоохранительные органы.
«Трансаэро» прекратила работу осенью 2015 года. Forbes писал, что Плешаков вместе с супругой Ольгой, также совладелицей «Трансаэро», покинул Россию в 2015 году. Ольга Плешакова эту информацию опровергала. Вместе супруги контролировали 36,62% авиакомпании.
Котировки с международной поддержкой
ЦБ также выявил более давний факт манипулирования акциями Трансаэро — в 2014–2015 годах. Ситуацию проверяли долго, поскольку в схеме были задействованы компании других юрисдикций, пояснил Лях: ЦБ проводил совместное расследование с регуляторами Великобритании, Кипра и Бермудских островов.
Клиенты двух профучастников — кипрской Jeimbo Cyprus Limited и зарегистрированной на Бермудских островах Otkritie Advisory Services Limited — регулярно совершали с акциями «Трансаэро» сделки, фактически обеспечивая весь объем торгов акциями компании, сказал Лях.
Это классическое поддержание цены и создание видимости торговой активности, констатировал директор департамента Центробанка. Делалось это, по его словам, чтобы в дальнейшем «Трансаэро» могла использовать акции в качестве залога по кредитам.
Каким был ущерб в данном случае, оценить невозможно, считает Лях, поэтому ЦБ не передавал материалы в правоохранительные органы. Но ЦБ «принял меры», чтобы не допустить в дальнейшем манипулирование со стороны Jeimbo Cyprus Limited, заверил он. Что касается Otkritie Advisory Services Limited — ее деятельность уже прекращена.