Великобритания раскрыла дату отказа от ставки LIBOR
Расчет Лондонской межбанковской ставки предложения (LIBOR), лежащей в основе финансовых контрактов более чем на $350 трлн, будет прекращен в конце 2021 года, сообщило Управление по контролю за соблюдением норм поведения на финансовых рынках (Financial Conduct Authority, FCA) Великобритании. Как пояснил глава FCA Эндрю Бэйли, эта ставка будет выведена из пользования из-за непрозрачного механизма ее образования.
Альтернатива пока не выбрана. Как пишет Financial Times, теоретически ей может стать рассчитываемая с использованием данных о ставках банковских кредитов overnight в фунтах стерлингов Sterling Overnight Index Average (SONIA).
LIBOR устанавливается ежедневно на основе данных о стоимости межбанковского заимствования в пяти валютах. Она фиксируется Британской банковской ассоциацией с 1985 года на основании данных, предоставляемых крупнейшими банками.
Обсуждение возможности отказа от ставки началось несколько лет назад в связи с чередой скандалов, связанных с махинациями в процессе установления этой ставки. Расследование несколько лет вели десять регуляторов по всему миру в отношении больше 20 банков. Первым в 2012 году властями США и Великобритании был оштрафован Barclays, а прежний глава банка Роберт Даймонд был вынужден уйти в отставку. Позже несколько экс-трейдеров Barclays Plc, признанные виновными в сговоре с целью манипулирования LIBOR, получили от двух до 14 лет тюрьмы. Всего замешанные в манипуляциях с LIBOR банки выплатили штрафы в размере около $9 млрд. В числе оштрафованных были, в частности, UBS, Royal Bank of Scotland, ICAP и Rabobank.
Сложный поиск альтернативы
Ставка LIBOR имеет рисковые компоненты — премию за ликвидность и премию за кредитный риск, говорит руководитель операций на валютном и денежном рынке Металлинвестбанка Сергей Романчук. Он отмечает, что в России аналог LIBOR — это ставка MosPrime (Moscow Prime Offered Rate — усредненная ставка предоставления рублевых кредитов на московском денежном рынке, а SONIA — аналог Ruonia, индикативной взвешенной ставки однодневных рублевых кредитов. «Прямого экономического эквивалента LIBOR нет, но возможна ее замена на другие индикаторы рынка процентных ставок, например процентные свопы, с учетом их экономической разницы», — говорит Романчук.
Переход на новые индикаторы будет постепенным, добавляют эксперты. «Большое количество кредитов и других продуктов выданы с привязкой к LIBOR, поэтому умирать инструмент будет постепенно, по мере того как рынок будет переходить на новый. Это процесс очень медленный. К примеру, все понимают преимущества MosРrime, но привязывают свои продукты к ней пока еще неохотно, а займы такие выдают на короткий срок», — добавляет аналитик по долговому рынку Райффайзенбанка Денис Порывай.
Эксперты сходятся во мнении, что условия предоставления продуктов, которые длиннее этого срока, надо будет пересматривать. «В каждом отдельном случае решения могут быть разные», — говорит трейдер «Атона» Михаил Ващенко.
«По сути, придется переписывать каждый контракт, заключенный сейчас и действующий после 2021 года, но, скорее всего, будет возможность сделать это по единым стандартам, которые будут выработаны в ходе дискуссии между рынком и регулятором», — добавляет Сергей Романчук. По его мнению, участникам рынка стоит дождаться официальных рекомендаций на этот счет от английского регулятора.