На покой в 65: как Минфин предлагает реформировать пенсионную систему
В списке Минфина шесть новаций.
Ведомство предлагает повысить пенсионный возраст до 65 лет у мужчин и женщин. Сейчас мужчины могут выходить на пенсию в 60 лет, а женщины — в 55 лет. Минфин хочет проводить повышение постепенно — по 6–12 месяцев в год. По мнению ведомства, в пользу увеличения пенсионного возраста говорит множество экономических, социальных и демографических факторов. В частности, эта необходимость вызвана тем, объясняет Минфин, что средняя ожидаемая продолжительность жизни только с 1995 года выросла на 5,2 года для женщин и на семь лет — для мужчин. Действующий пенсионный возраст в России был установлен в 1932 году. Женщины в России в среднем живут 77,2 года, в Европе — 80,9 года, но на пенсию при этом выходят в 63 года, а не в 55, как у нас.
Второе предложение Минфина: не выплачивать пенсию работающим пенсионерам — и тем, кто имеет обычную работу, и тем, кто занят на вредном производстве, а значит, имеет право на досрочную пенсию. Сейчас более половины граждан после назначения досрочной пенсии продолжают работать, а соответственно, страховой случай, связанный с досрочной утратой трудоспособности из-за воздействия вредных и опасных условий труда, не наступает, указывает Минфин. В октябре 2015 года Пенсионный фонд оценивал численность работающих пенсионеров в 14 млн человек — работал примерно каждый третий. Пенсионный фонд сообщал, что в 2016 году расходы на выплату досрочных пенсий врачам составят 94,69 млрд руб. По оценке директора Института труда и страхования РАНХиГС Александра Сафонова, на все категории «досрочников» ежегодно расходуется примерно треть от общих расходов бюджета Пенсионного фонда.
Учителям, медикам и творческим работникам Минфин предлагает постепенно увеличить требования к стажу, который необходим для выхода на досрочную пенсию. Конкретных цифр Минфин не называет.
Четвертая мера, которую предлагает Минфин, — это снижение ежегодной индексации пенсий. Макроэкономическая ситуация вынуждает экономить средства бюджета, настаивает министерство. Сейчас правила индексации страховых пенсий (о которых ведет речь Минфин) прописаны в федеральном законе «О страховых пенсиях». Они должны ежегодно увеличиваться с 1 февраля на уровень инфляции за прошедший год, а затем с 1 апреля правительство вправе принять решение о дополнительном увеличении. Расходы Пенсионного фонда на выплату пенсий и пособий в 2016 году запланированы на уровне 6,5 трлн руб. (на 104,2% выше, чем в 2015 году).
Кроме того, Минфин предлагает вернуть единую ставку страховых взносов на обязательное страхование в бюджеты государственных фондов, а также платить взносы в Пенсионный фонд не с зарплат до определенного предела, а с полного объема. Сейчас страховые взносы платятся отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. В 2016 году величина базы для начисления страховых взносов составляет 796 тыс. и 718 тыс. руб. соответственно.
Последняя инициатива Минфина касается реформирования накопительной пенсионной системы. Ведомство предлагает перевести ее из обязательного формата в квазидобровольный. Как ранее писал РБК, разработкой системы, в которую должны отчисляться дополнительные взносы с зарплаты, Минфин занимался совместно с Банком России. Концепция квазидобровольной системы предполагает, что работодатель будет направлять 22% взносов в полном объеме в страховую часть пенсии, а в накопления будут идти дополнительные проценты от зарплаты — от 1 до 6%. В первый год взносы по их плану взиматься не должны, во второй — составить 1%, в третий — 2% и так далее, пока не достигнут 6%. Перечислять взносы будет работодатель, удерживая определенный процент с зарплаты работника (так, к примеру, устроен сбор подоходного налога), рассказывали источники РБК. Граждане смогут отказаться от участия в этой накопительной системе, написав заявление. Кроме того, как писал «Коммерсантъ», ЦБ и Минфин предлагают наделить граждан правами собственности на их пенсионные накопления и возможностью потратить их до пенсионного возраста. Накопительную часть предлагается переименовать в «индивидуальный пенсионный капитал», в который войдет и все прежде накопленное, писали «Ведомости».
Система опустеет
«Мне кажется, что предложения Минфина — это «план Б», подготовленный на тот случай, если будет принято политическое решение полностью ликвидировать накопительную пенсионную систему в ее нынешнем виде», — говорит председатель совета директоров Европейского пенсионного фонда Евгений Якушев. Минфин предлагает фактически сделать копию существующей системы, но в квазидобровольном формате взносов, добавляет он. При этом если разрешить гражданам забирать накопленные средства, то система может быстро опустеть, полагает Якушев. «Например, в Казахстане власти разрешили гражданам забрать пенсионные накопления, если они переезжают в Россию. Многие просто временно регистрировались в РФ и забирали свои деньги. В итоге эту опцию исключили», — рассказывает Якушев.
«Граждане будут выходить из системы, как только поймут, что это можно сделать», — уверен глава крупного негосударственного пенсионного фонда. По его мнению, возможности отчислять дополнительные проценты от зарплаты практически ни у кого нет. «Дополнительная нагрузка будет воспринята негативно, и в знак протеста многие будут выходить из системы», — добавляет он.
Переход на квазидобровольную накопительную систему может привести к ликвидации этого элемента, опасается главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин. По его мнению, нужно всеми силами пытаться сохранить накопительную систему в обязательном формате. Накопительная система не сможет существовать в добровольном формате, уверен советник президента Национальной ассоциации пенсионных фондов Валерий Виноградов. «Люди просто не смогут себе позволить копить дополнительно», — говорит он.
Главная проблема, которую предстоит решить в ближайшее время, — демографическая, говорит главный экономист ФГ «БКС» Владимир Тихомиров. Поэтому повышение пенсионного возраста неизбежно. В ближайшее время на пенсию выйдет многочисленное послевоенное поколение (тогда был всплеск рождаемости), из-за этого число работающих людей будет меньше пенсионеров, а нагрузка на бюджет значительно вырастет, говорит Тихомиров. Большинство предложений Минфина необходимо реализовать, чтобы исправить ситуацию с бюджетом, однако все они являются непопулярными, поэтому, вероятнее всего, их не будут принимать до выборов, говорит Тихомиров.