Спрос на оплату по QR вырос после прекращения работы Apple и Google Pay
Магазины все чаще подключают сервис, разработанный ЦентробанкомУ российских магазинов растет интерес к подключению оплаты с помощью Системы быстрых платежей (СБП), сообщили РБК представители крупных банков-эквайеров. Это происходит на фоне ухода из России платежных систем Visa и Mastercard, что привело к невозможности платить по Apple Pay (сервис полностью свернул работу в стране) и Google Pay картами российских банков.
Оплата по QR-кодам в России чаще ассоциируется с квитанциями ЖКХ, но она распространена в странах Азии, особенно в Китае, где эту технологию используют популярные приложения WeChat и Alipay, а платежные терминалы для оплаты картами, наоборот, не пользуются массовым спросом.
Система быстрых платежей была запущена Банком России и Национальной системой платежных карт в начале 2019 года. Она позволяет переводить деньги между счетами разных банков, а также оплачивать покупки с помощью QR-кода и быстрой платежной ссылки в интернет-магазинах (ссылка ведет с сайта магазина в приложение мобильного банка, где покупатель должен согласиться со списанием денег со счета; в этом случае не надо вводить данные карты).
По последним данным СБП на конец января 2022 года, за три года ее работы прием платежей с помощью этой системы подключили около 189 тыс. торговых предприятий. Через этот сервис было оплачено товаров и услуг на сумму 78 млрд руб. Для сравнения: за 2021 год россияне с помощью карт совершили 48,9 млрд платежей на общую сумму 41,3 трлн руб. Медленное развитие СБП эксперты объясняли отсутствием кешбэка и неудобством использования по сравнению с бесконтактными платежами с помощью смартфона или карты.
Какие изменения фиксируют банки
- Предварительный мониторинг Банка России показывает, что количество платежей через СБП в марте выросло в 1,5 раза по сравнению с показателями февраля, сказал представитель регулятора. Число подключенных торговых точек, а также свежие показатели числа транзакций и объемов платежей он не раскрыл.
- ВТБ фиксирует рост подключений новых клиентов к СБП в марте текущего года на 24,5% по сравнению с февралем. Общее количество транзакций по СБП в марте превысило 205 тыс.
- За месяц с 21 февраля количество компаний, подключившихся к СБП с помощью «Тинькофф», выросло на 15%. В среднем еженедельно в марте к СБП подключаются на 43% больше представителей малого и среднего бизнеса, чем в феврале, отмечает представитель банка. В конце февраля — начале марта еженедельные объемы платежей через СБП среди клиентов «Тинькофф» выросли на 20–40%.
- МКБ с 24 февраля отмечает увеличение числа запросов бизнеса на подключение к СБП почти на 30%.
- В банке «Русский стандарт» в последнее время видят увеличение числа операций через СБП более чем в два раза и возросший спрос на подключение со стороны бизнеса. «В банк начали обращаться организации, которые ранее откладывали подключение к сервису», — сказал представитель кредитной организации, добавив, что всего «Русский стандарт» подключил к СБП около 22 тыс. торговых точек.
- Промсвязьбанк к настоящему времени подключил к СБП более 19 тыс. платежных терминалов и отмечает стабильный средненедельный рост подключений примерно на 10%.
- Сбербанк не отмечает тенденции к активному росту количества транзакций через СБП. Вместе с этим наблюдается активный рост количества транзакций с помощью сервиса SberPay (аналог Apple Pay и Samsung Pay) в интернет-торговле: оплаты по нему с момента отключения pay-сервисов выросли в 1,5 раза.
- «Открытие» также не наблюдает существенных изменений с оплатой по QR-кодам с 24 февраля, однако фиксирует постоянный динамичный рост спроса на этот продукт и увеличение объемов операций, говорит исполняющий обязанности директора департамента эквайринга банка «Открытие» Виталий Брикунов. Этот рост банк связывает с госпрограммой компенсации для предприятий комиссии за расчеты через СБП (была запущена летом 2021 года).
Как санкции поменяли платежный рынок России
США начали вводить санкции в отношении российских банков с 22 февраля, после признания Россией независимости ДНР и ЛНР, а после начала 24 февраля специальной военной операции на Украине ограничения ужесточились. В блокирующий список SDN — под самые жесткие санкции — попали ВТБ, Промсвязьбанк, «Открытие», Совкомбанк и Новикомбанк. Первые четыре банка оказывают услуги эквайринга, а первые три входили в мировой топ-150 крупнейших эквайеров в 2021 году, следует из данных Nilson Report.
Изначально санкции отразились на работе POS-терминалов этих банков и выпущенных ими карт международных платежных систем — по ним не проходили платежи через Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay по картам любых банков. Также карты Visa и Mastercard подсанкционных банков перестали поддерживаться мобильными кошельками и работать за границей.
Вскоре, 10 марта, Visa и Mastercard и вовсе приостановили работу в России. В результате в мобильных кошельках Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay перестали работать карты этих платежных систем, выпущенные любыми российскими банками. Россияне могли продолжить использование смартфонов для бесконтактной оплаты, загрузив в них карты платежной системы «Мир». Однако Apple Pay с 24 марта запретила загрузку новых карт «Мир» в свой кошелек и обещала в течение нескольких дней остановить работу уже подключенных карт. На следующий день Google Pay сообщила о приостановке пилотного проекта по подключению карт «Мир». Национальные карты еще работают в Samsung Pay, а также в собственном кошельке Mir Pay для Android.
Все эти решения осложнили безналичные платежи россиян. Теперь для оплаты в магазине требуется всегда носить с собой пластиковую карту, а при оплате в интернет-магазинах в любом случае нужно вводить данные банковской карты.
«В сложившейся ситуации российские платежные решения выглядят более надежной альтернативой в условиях значительного количества введенных санкций. Текущая ситуация, безусловно, приведет к изменению платежных привычек россиян», — говорит руководитель группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора «Делойт» в СНГ Максим Налютин. Увеличение популярности российских платежных решений объясняется тем, что большинство пользователей (и бизнес, и покупатели) испытывают чувство неуверенности в связи с участившимися сбоями при оплате и не знают, пройдет ли следующий платеж, добавляет эксперт.
Какие шансы у QR-кодов от СБП на развитие
На фоне ограничений работы платежных систем и pay-сервисов Система быстрых платежей, в том числе мобильный кошелек «СБПэй», в перспективе может стать одним из основных каналов дистанционной оплаты, считает представитель ВТБ. Дополнительным фактором развития системы он называет ее низкие комиссии, а также государственную льготную программу по возврату предпринимателям расходов на комиссии, которая работает с июля 2021 года и продлена до 1 июля 2022-го. Комиссии для магазинов в СБП составляют 0,4 или 0,7% в зависимости от сферы продавца. За прием карт к оплате магазины платят банкам в среднем 1,5% от каждой покупки.
Сервис популярен прежде всего для оплаты покупок в интернете, но сейчас ожидается оживление сервиса и в розничной торговле, соглашается представитель банка «Русский стандарт».
Для клиентов оплата по QR выглядит как инновация, поэтому ограничение работы мобильных кошельков могло поспособствовать росту спроса на сервис, добавляет руководитель направления исследований центра «Сколково-РЭШ» Егор Кривошея. Но и сниженные комиссии по сравнению с традиционным эквайрингом сейчас также играют роль, поскольку компании пытаются сохранить маржинальность.
СБП может вернуть бывшим пользователям Apple Pay и Google Pay возможность не носить с собой карту, говорит Кривошея. «В онлайн-магазинах, где около 40% потребителей привыкли оплачивать только безналично, СБП и вовсе может быть критически важным для потребительского опыта, так как сейчас владельцам [смартфонов] приходится вбивать все платежные данные вручную. На некоторых сайтах могут работать сервисы от технологических компаний и банков (например, «Я.Pay», SberPay). Но единая система СБП может быть более востребованной, чтобы клиент не использовал разные сервисы в онлайн- и офлайн-магазинах», — рассуждает эксперт.