ETF по-русски: что ждет в России самый популярный вид инвестиций в США
Первый российский
Управляющая компания Сбербанка — «Сбербанк Управление активами» — собирается запустить на Московской бирже первый биржевой фонд (exchange-traded fund, ETF) по российскому праву (в рамках закона «Об инвестиционных фондах». — РБК), рассказал гендиректор компании Евгений Зайцев. Размещение фонда, акции которого будут торговаться на Мосбирже, запланировано на лето. Сейчас на Мосбирже зарегистрированы 14 ETF, но они торгуются как иностранные ценные бумаги.
Создаваемый Сбербанком ETF будет отслеживать фондовый индекс Мосбиржи (сейчас рассчитывается на основе котировок акций 46 крупнейших российских компаний). Акции фонда будут торговаться в рублях, листинг на зарубежных площадках пока не планируется. До конца года УК Сбербанка может запустить еще три фонда, направленность которых пока не определена. Возможно, они будут фокусироваться на индексах акций наиболее ликвидных компаний США — S&P 500 и S&P 100.
По словам Зайцева, уже в ближайшее время «Сбербанк Управление активами» планирует привлечь в российский ETF 200–250 млн руб., а до конца года — 1 млрд руб. Фонд, как отметил гендиректор «Сбербанк Управление активами», будет ориентирован на широкий круг инвесторов. Комиссия за управление средствами в ETF обычно меньше, чем в традиционных паевых инвестфондах. Если в ПИФах она составляет несколько процентов, то в ETF — десятые доли процента. В ETF УК Сбербанка эта комиссия будет в пределах 1%. Порог входа в инструмент (цена одной акции ETF) составит 1 тыс. руб., однако напрямую частное лицо, не имеющее статуса квалифицированного инвестора, купить его не сможет — нужно будет обратиться в брокерскую контору. Основным каналом привлечения инвесторов в новый ETF должна стать именно биржа, однако возможна интеграция, например, со «Сбербанком-Онлайн».
Продукт, предложенный УК Сбербанка, фактически не является ETF, считает Владимир Крейндель, исполнительный директор «Финэкс Плюс» — «дочки» международной компании FinEx и крупнейшего провайдера уже существующих на Мосбирже ETF. По его мнению, правильнее называть новый продукт не ETF, а биржевым ПИФом. Формулировка «ETF по российскому праву» — просто маркетинг управляющей компании, отметил Крейндель. ETF как продукт должен обладать рядом обязательных характеристик: в частности, должна быть возможность подписки/погашения бумаг фонда путем обмена на активы из базовой корзины. У фонда должно быть полноценное администрирование, независимые трасти и кастодианы (те лица, которые берут на себя обязательства хранения ценных бумаг), обязанность четко следовать за бенчмарком. В биржевом ПИФе этого нет, он фактически является тем же ПИФом, но прошедшим листинг на бирже, для которого дополнительно рассчитывается индикативная стоимость в течение дня. Впрочем, Сбербанк вполне может выполнить заявленный план и привлечь посредством нового инвестинструмента 1 млрд руб. до конца года, отметил Крейндель.
Момент для выхода на рынок ETF сейчас довольно благоприятный — инвестиционный сегмент сейчас пользуется повышенным спросом в связи с низкими ставками по депозитам и снижающимися доходностями облигаций и других инструментов с фиксированной доходностью, рассказал главный инвестиционный стратег БКС Максим Шеин. В то же время репутационная составляющая традиционных ПИФов все еще далека от идеала. Возможность дешево купить ETF и вложиться в индекс может найти спрос, в том числе среди лояльных клиентов банка, предположил Шеин. По мнению эксперта, Сбербанк впоследствии может интегрировать ETF в структурные продукты.
Далеко до Америки
ETF — это инвестфонд, акции которого торгуются на бирже. Как правило, ETF отслеживают те или иные индексы — как общерыночные (S&P, NASDAQ, РТС), так и специально рассчитанные (например, индекс долларовых еврооблигаций российских компаний). ETF в отличие, например, от традиционных паевых инвестиционных фондов — это фонд пассивного управления. Он ориентируется на индекс при составлении портфеля, движения индекса обуславливают колебания котировок акций ETF. На западных фондовых рынках ETF — очень популярный инструмент: в феврале этого года общий объем средств, которые находятся в управлении ETF, достиг рекордных $5 трлн, а один из крупнейших игроков на этом рынке, американская управляющая компания Blackrock, только за 2017 год привлекла в ETF $246 млрд.
Что касается России, то здесь рынок ETF только начинает развиваться — впервые такой инструмент появился на Мосбирже в 2013 году. Сейчас на Мосбирже торгуются акции 14 ETF, провайдеры которых — зарубежные компании FinEx и ITI Group. Они предлагают акции ETF, ориентированные на еврооблигации российских компаний, на индекс РТС, на денежный рынок (портфель краткосрочных казначейских облигаций США) и страновые индексы MSCI. ETF этих провайдеров торгуются также на Лондонской и Ирландской фондовых биржах. Объем активов FinEx (провайдер 12 торгуемых на Мосбирже фондов) приближается к 11 млрд руб.
Об отсутствии интереса к ETF в России говорить неправильно, считает Крейндель. Например, число сделок на Мосбирже с ETF в 2017 году достигло почти 360 тыс. Растет осведомленность о ETF как о продукте среди участников рынка, которая пять лет назад была на низком уровне.
На американском рынке развиваться сегменту ETF позволяет ликвидность — на бирже представлено огромное количество отраслей и подотраслей, инвестор может экспериментировать, объяснил Максим Шеин. На российском фондовом рынке такой глубины сейчас нет — все, по сути дела, упирается в два индекса, а эмитентов для формирования отраслевых ETF не хватает. Кроме того, на западных фондовых рынках для работы ETF существует уже обкатанная инфраструктура — акции фонда проще и дешевле выпустить, чем в России, добавил аналитик. Шеин отметил, что и на западных рынках сложилась не вполне здоровая ситуация в сегменте ETF — фондов торгуется уже едва ли не больше, чем компаний — по объему торгов акции и ETF почти сравнялись, в то время как капитализация у фондов в 10 раз меньше. Одно дело, когда речь идет о фондах-спайдерах (ориентирующихся на высоколиквидные индексы типа S&P), и другое — о низколиквидных фондах. Основное преимущество ETF на западных рынках, по мнению Шеина, — то, что это очень дешево, но есть и оборотная сторона — подавляющее большинство клиентов не знают, в какие акции вложены деньги фонда. Де-факто они не являются акционерами компаний из корзины, а владеют лишь некими обязательствами эмитентов ETF, напомнил аналитик.
Еще одна причина сравнительно недостаточной популярности ETF в России — низкая степень участия населения в фондовом рынке, отметил гендиректор УК «Спутник — Управление капиталом» Александр Лосев. В России в фондовом рынке участвуют около 1% экономически активного населения, в то время как в США — около 60%. У российского населения просто нет денег для инвестиций на бирже. Люди, у которых появляются лишние средства, склонны вкладывать их вне биржи — например, покупать недвижимость, отметил Лосев.