Профиль инвестора: ЦБ ввел единые правила доверительного управления
Банк России установил единые правила доверительного управления активами клиентов для инвестиционных компаний, которые, с одной стороны, требуют от клиентов большего количества документов для создания инвестиционного профиля, с другой — ужесточают отчетность, которую управляющие компании должны будут предоставлять клиентам и ЦБ.
Инвестиционный профиль клиента заполнялся и раньше, но каждая управляющая компания это делала по-своему. Теперь же регулятор утвердил единый порядок, расширенный перечень обязательных документов и форму подробной отчетности.
В персональный инвестиционный профиль клиента должны входить сведения о доходности, на которую рассчитывает клиент, рисках, которые он способен нести, если не является квалифицированным инвестором, и период времени, за который клиент планирует получить доход. Кроме того, управляющие компании должны определять уровень знаний клиента о процедурах инвестирования и его предпочтения. На основании всей этой информации должна выстраиваться инвестиционная стратегия. При этом клиенту придется предоставить информацию о своих примерных среднемесячных доходах и расходах за последние 12 месяцев, а также о сбережениях и опыте в области инвестирования.
В соответствии с положением ЦБ № 482-П новые правила вступили в силу 24 декабря и для их введения предусмотрен переходный период в полгода. Этот период понадобится, в частности, для того, чтобы собрать со всех старых клиентов дополнительные документы, говорит генеральный директор управляющей компании «КапиталЪ» Вадим Сосков.
По замыслу ЦБ, компании должны управлять средствами клиента в соответствии с его инвестиционными целями, не выходя за границы рисков, которые клиент готов нести. Кроме того, они должны в равной степени соблюдать интересы всех клиентов.
Одновременно, по новому положению, расширен инструментарий управляющих компаний, в частности, теперь средства клиентов можно вкладывать во фьючерсы на товары и валюту, но запрещено приобретение векселей, закладных и складских свидетельств.
Как отмечает заместитель директора дирекции по управлению активами БКС Альберт Галимнуров, утверждение единых требований на законодательном уровне позволяет в ближайшие годы сделать бизнес управления активами более прозрачным и понятным для многих заинтересованных в таких услугах клиентах.
Внедрение такого необходимого инструмента, позволяющего не на словах, а путем вопросов-ответов, получить информацию об уровне «терпимости к риску», является одним из важных факторов успешности работы, в первую очередь, с неквалифицированными клиентами, добавил он.
Новые правила, уверен Галимнуров, выгодны и клиентам, и самим инвесткомпаниям. У клиента, уточняет он, правильно формируются ожидания относительно результата инвестирования и срока его достижения. Для управляющего — это, в первую очередь, получение четкой картинки риск-профиля клиента, понимания приоритетов и финансовых ожиданий, и, соответственно, предложение клиенту инвестиционного продукта, который соответствует клиентским ожиданиям, отмечает он.
Генеральный директор управляющей компании «КапиталЪ» Вадим Сосков уверен, что новые правила позволят минимизировать злоупотребления в отношении некомпетентности клиента или его слабой финансовой грамотности. Несмотря на то, что расширяется инструментарий управляющего, в частности, появляются фьючерсы на товары и валюту, уточняет он, применять эти инструменты можно будет только в рамках профиля, ориентированного исключительно на компетентного клиента УК. При этом, добавил он, в условиях сильных колебаний на рынке акций это позволит получать более привлекательную доходность, покупая контракты на золото, пшеницу, нефть.
В случае конфликтной ситуации, как это происходило в 2008 году, когда клиенты были недовольны деятельностью той или иной УК и говорили, что стратегия управляющего отличается от утвержденных инструментов, теперь можно будет легко проверить, как действовал управляющий, и, если опасения подтвердятся, — это повод поставить под вопрос его компетентность, говорит гендиректор УК «КапиталЪ». Таким образом, заключил он, новые правила контроля со стороны ЦБ за состоянием доверительного управления позволят на основании профиля клиента и отчетности УК разрешать все споры и недоразумения, в случае их возникновения.