Первый зампред ЦБ предсказал использование Big data ботами-консультантами
Роботы-консультанты на финансовом рынке в будущем могут знать потребности своих «клиентов» лучше их самих благодаря использованию Big data («больших данных»), причем они станут индивидуальными уникальными помощниками благодаря «машинному обучению» (Machine learning — класс методов искусственного интеллекта, характерной чертой которых является не прямое решение задачи, а обучение в процессе применения решений множества сходных задач), считает первый заместитель Банка России Сергей Швецов.
Ранее он высказывал опасения, что более широкое распространение компьютерных систем инвестиционного консультирования грозит биржевому рынку новыми проблемами. «Мы как регулятор будем сталкиваться с проблемой, когда игроки будут давать одинаковые советы большому числу людей. Это будет влиять на рынок, потому что рынок стабилен, когда в нем много игроков с разными инвестиционными стратегиями. Когда много игроков с одной инвестиционной проблемой, это катастрофа», — говорил Швецов.
Сейчас же первый зампред ЦБ считает, что эту проблему можно было бы решить за счет Machine learning. «Мне кажется, есть выход из того, что все роботы будут давать одинаковые советы и рынок будет шататься туда-сюда. Он должен заключаться в Machine learning, то есть робот изначально, будучи одинаковым, должен будет развиваться вместе с человеком и должен принадлежать конкретному человеку. То есть этот робот, который прошел пять-шесть лет с конкретным человеком, не может быть тиражирован другим, потому что он становится «вторым я» (клиента. — РБК), становится индивидуальным роботом. И этот индивидуализм каждого из нас и на основе Machine learning каждого робота сделает рынок более стабильным, сделает участие в финансовом рынке не одинаковым», — сказал Швецов, выступая на конференции «Частный инвестор-2017».
Причем такие боты-управляющие, по мнению Швецова, не просто будут спрашивать клиента, что он хочет. «А через Big data они будут лучше, чем сам человек, понимать, что ему надо», — отметил он. Человеку не всегда просто четко сформулировать свою потребность, а через анализ «больших данных» это проще сделать, считает он.
По его словам, фишка дигитализации» будет состоять в том, что стоимость услуг финансовых консультантов снизится и участникам рынка будет выгодно работать со счетами клиентов, условно не только на $100 тыс., но и на $100. «Этот феномен может совершенно изменить присутствие розничного инвестора на финансовом рынке», — полагает он. Придется менять и набор предлагаемых финансовых продуктов, «которые «заточены» на эти новые технологии», отметил Швецов.
Но все это хорошо в условиях финансовой стабильности, подчеркнул первый зампред ЦБ. «Потому что все эти новомодные фишки будут еще более зависеть от условий финансовой стабильности, и никто не знает, как они себя поведут в условиях финансовой дестабилизации», — отметил Швецов.