Устойчивость на поворотах
Фото: пресс-служба
Партнер проекта

Как бренд Gislaved укрепляет позиции на российском рынке
Текст: Георгий Алексеев
После спада, связанного с уходом ряда западных производителей, российский рынок шин вернулся к росту. На отечественных предприятиях производят шины, в том числе и модели известных брендов, которые обеспечивают надежное и безопасное управление автомобилем в сложных дорожных условиях.
Тренды
Фото: пресс-служба
Какие шины пользуются спросом
По данным Росстата, в 2023 году в России было произведено 45,6 млн шин (на 10% ниже показателей 2022 года). Но в первом полугодии 2024 года показатели вернулись к росту. Так, за восемь месяцев этого года, по данным систем цифровой маркировки «Честный знак», российские предприятия выпустили 29,4 млн шин (на 14% выше показателей год к году), в том числе почти 23 млн легковых шин. При этом за весь 2023 год, по данным «Честного знака», было продано 28,9 млн легковых шин. Это больше на 15%, чем в 2022 году — тогда, по данным ФТС и исследователей из «Гидмаркет», было продано шин почти на 194 млрд руб. Представители оператора системы «Честный знак» из компании ЦРПТ связывали такую динамику продаж с тем, что покупатели откладывали покупку новой автомобильной резины на фоне подъема цен в 2022 году.

Свежая статистика «Честного знака» показывает рост продаж шин в первом полугодии 2024 года на 28,9% год к году, до 90,2 млрд руб. В «Автостате» связывали это как с выходом на рынок новых марок, так и с подходом времени смены резины на значительном количестве автомобилей, проданных до кризиса 2022 года. «Срок эксплуатации шин — примерно пять лет. Сейчас приходит срок замены шин на машинах, проданных в 2019–2020 годах. На этот процесс также повлияла пандемия, чуть уменьшив пробег машин. С массовыми размерами шин сейчас проблем нет, а у больших размеров колес были сложности с импортом. Так что владельцам машин приходилось увеличивать срок эксплуатации шин», — рассуждает Сергей Удалов из «Автостата».
Фото: пресс-служба
PR-менеджер холдинга «Кордиант» Александр Наконечный также связал рост продаж с реализацией отложенного спроса. «Потребители, с одной стороны, были осторожны в отношении крупных покупок. С другой — многие из тех, кто был готов к покупке, лишились привычных марок. И те и другие постепенно адаптируются к новой ситуации, одновременно с этим ресурс старых шин окончательно подходит к концу», — рассуждает Александр Наконечный. «Рынок легковых шин в последние два года был несколько меньше, чем ранее. К тому же достаточно сильно поменялась его структура. Сейчас 60% новых автомобилей — это Китай, что влияет и на рынок шин. Их производителям приходится перестраиваться», — рассуждает Сергей Удалов.

По данным ЦРПТ, наибольшим спросом в первом полугодии 2024 года пользовались шины для легковых автомобилей (в основном летние), на них пришлось более 86% продаж при средней цене 5,8 тыс. руб. за штуку (рост почти на 14% год к году). «Россияне стали больше путешествовать на авто и тщательно готовят транспорт к поездке. Это также влияет на спрос. Еще, к сожалению, имеет место и увеличение частоты замены. Подбирая альтернативу привычным брендам, потребитель иногда сталкивается с некачественным продуктом», — говорит Александр Наконечный, рекомендуя «выбирать проверенные марки».
Трансформация
Фото: пресс-служба
Как перестраивается рынок автошин
Российский рынок шин в 2022 году пережил перестройку на фоне ухода некоторых брендов. В частности, свои активы российским компаниям продали Michelin, Nokian Tyres, Continental и Bridgestone. В ЦРПТ отмечали, что это привело к временному уменьшению объема предложения на рынке и сокращению спроса, а также освобождению ниш для новых игроков, например китайских марок. По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), если в 2022 году лидирующие позиции на рынке шин в РФ занимали французские, японские и американские концерны, то в первом полугодии 2023 года стали весьма заметны китайцы и корейские производители с китайским акционерным капиталом. Так, по оценке РОАД, в начале 2023 года два южнокорейских и два китайских бренда занимали почти треть рынка зимних шин в РФ. «С момента ухода иностранных брендов конкурентная среда значительно изменилась, например, совокупная доля шин российского и китайского производства за январь-сентябрь 2024 года составляет 55 против 30% в 2021 году», — говорит глава подразделения Home & Automotive агентства GfK Глеб Тюпин. В «Кордиант» отмечали, что в 2024 году рынок также был перенасыщен импортными шинами китайских брендов. В Союзе автосервисов России в разговоре с Autonews обращали внимание на то, что в Китае не производят шипованные шины, «а делают лишь заготовки под ошиповку с отверстиями под шипы, которые впоследствии устанавливаются уже в России». «Эти отверстия порой кривые, и ошиповка получается не очень качественной», — сетовали в организации.
Фото: пресс-служба
В ЦРПТ заявляли, что адаптация рынка завершилась в 2023 году, после чего начался рост внутреннего производства. «Рынок успешно восстановился, и предложение даже превышает спрос. Владельцев редких размеров, как и в прошлом сезоне, могут ждать более неприятные сюрпризы, хотя и здесь ситуация постепенно улучшается. Основной и уникальный процесс на рынке — выбор нового бренда для тех, кто потерял доступ к привычным маркам. Он займет несколько лет, пока все потребители не пройдут цикл замены шины», — говорит Александр Наконечный.

В ЦРПТ прогнозировали, что по итогам 2024 года продажи шин в РФ вырастут в пределах 10%, связывая это с восстановлением продаж самих автомобилей. Глеб Тюпин говорит, что в январе-сентябре 2024 года рынок шин уже восстановился до уровня аналогичного периода 2021 года. «Российские производители перестраиваются, меняя модельный ряд. Ведь раньше многие заводы поставляли шины из РФ на экспорт. Экспортные рынки для них закрылись, так что теперь они переориентируются на внутренний», — полагает Сергей Удалов. «Российские производители традиционно занимали значительную долю в сегменте зимних шин. За первые девять месяцев 2023 и 2024 годов их позиции в сегменте зимних шипованных шин не изменились. Почти каждая третья шина сейчас — российского производства. Китайские бренды по итогам января-сентября 2024 года занимают четверть рынка в летних шинах», — говорит Глеб Тюпин.
Инновации
Фото: пресс-служба
Как вековая история Gislaved продолжилась в России
Одна из немногих международных марок шин, оставшихся на российском рынке после 2022 года, — Gislaved. Этот шведский бренд был основан в 1893 году как семейное предприятие. Масштабное производство шин было развернуто на Gislaved с 1926 года.

В России марка присутствует последние 20 лет, и продукция под этим брендом производится на заводе в Калуге. Калужский завод ведет свою историю с 2011 года, когда был подписан меморандум о сотрудничестве с областными властями на €240 млн. В 2013 году на предприятии были выпущены первые шины, а к 2018 году завод произвел уже десятимиллионную шину. Суммарная мощность холдинга «Кордиант» составляет 15 млн шин в год, и два завода носят название Gislaved — калужское предприятие работает под этим именем с апреля 2024 года, а шинный завод в Ульяновске, как и планировалось, успешно возобновил производство в ноябре 2024 года.
Фото: пресс-служба
В «Кордиант» называют калужский завод «наиболее технологичным и современным производством шин в РФ». «Мы обеспечили неизменность технологических процессов, сохранили персонал и гарантируем уровень качества на уровне премиального сегмента. Безусловно, работа с сырьевой базой усложнилась, но мы начали готовиться к подобным трудностям еще в пандемию. Сейчас успешно применяем этот опыт, а R&D-центр обеспечивает научную базу и контроль любых решений по сырью», — рассказывает Александр Наконечный, добавляя, что завод в Калуге «несколько раз признавали лучшим предприятием немецкого концерна, которому завод принадлежал ранее». «На предприятии существует культура постоянного развития и стремления к позитивным изменениям. Холдинг создает условия для продолжения этих процессов», — добавляет он. В «Кордиант» рассказали, что завод активно обновляется: выпускается широкая линейка типоразмеров шин, которая обновляется по запросам рынка. Открылся полноценный R&D-центр, а с учетом растущего спроса на премиальные шины выпуск продукции Gislaved планируется в этом году нарастить более чем на четверть.
Сила бренда
Фото: пресс-служба
Почему для потребителя важны марки с историей
По данным опроса Ipsos MarketQuest, автомобилисты внимательно относятся к выбору шин, и далеко не всегда цена является его определяющим фактором. Так, 73% респондентов называли шины важным элементом машины, а не просто расходным материалом автомобиля. 37% опрошенных связали качество шин с безопасностью вождения, еще 16% — с поведением машины в сложных погодных условиях. Десятая часть респондентов решила, что от выбора шин зависят динамика и маневренность автомобиля.

PR-менеджер «Кордиант» Александр Наконечный считает, что автовладелец при выборе и покупке шин обычно руководствуется в основном двумя соображениями: ценой и брендом. «Бренд — ответ сразу на несколько вопросов: какие характеристики будут у шин, сколько они прослужат, какой стиль вождения выберет покупатель, какие ценности он разделяет. Поэтому управление брендом с такой большой историей, как у Gislaved, — серьезная ответственность для нашей команды», — рассуждает он.
Фото: пресс-служба
В Швеции первая линия по производству шин Gislaved начала работу в 1905 году. К 1927 году шинами этой марки стали оснащаться первые автомобили Volvo. Миллионная шина шведского концерна была выпущена к 1949 году, а к началу 1970-х география поставок насчитывала десятки стран, включая Японию и Северную Америку. С начала 2000-х годов шины Gislaved завоевали популярность в России благодаря хорошему сцеплению c дорогами зимой и высокой износоустойчивости. Основным производственным активом Gislaved выступает завод в Калуге, где шины производят с октября 2013 года. Через 2,5 месяца после этого состоялась первая отгрузка произведенных Made In Russia шипованных шин на рынок. Через два года с конвейера сошла 2,5-миллионная шина, а к апрелю 2018 года предприятие выпустило уже 10 млн единиц продукции. В 2022 году марке удалось не только остаться в России, но и сохранить преемственность качества Gislaved. Все шины, которые сходят с конвейера завода, отвечают стандартам качества ISO 9001:2015.
Технологии современных автошин
За счет чего обеспечивается качество шин Gislaved
Завод в Калуге работает под девизом «Правильно с первого раза», стараясь выстроить процессы так, чтобы выпускать продукцию высокого качества с минимальным количеством отходов, бережным отношением к энергоресурсам и сырью.
Фото: пресс-служба
Реклама. Кордиант АО, erid: F7NfYUJCUneP4WTAxWqT