Зампред РСХБ Николай Ульянов: «Биометрия станет лучшим другом бизнеса»

Обновлено 09 октября 2023, 18:53

О современной роли биометрии в банковской индустрии рассказал заместитель председателя правления Россельхозбанка (РСХБ) Николай Ульянов

пресс-служба
Фото: пресс-служба

Николай Ульянов

— Развитие финансовых технологий сегодня во многом строится на базе систем распознавания человека по одной или более физическим или поведенческим чертам. Насколько глубоко проникновение биометрии в российской банковской сфере?

— Крупные банки активно применяют биометрию, например, используют лицевую биометрию для подтверждения личности в процессе получения кредита, при проведении транзакций или идентификации клиента в банкоматах. Эта технология называется «биоэквайринг».

У большинства российских банков есть собственные коммерческие биометрические системы (КБС) и биометрические базы. Замечу, что РСХБ одним из первых подал в Минцифру заявление об аккредитации собственной КБС, решение ведомства мы ожидаем получить в первом квартале 2023 года. В этом году биометрическая база РСХБ пополняется примерно на тысячу образцов в день, на сегодня в ней насчитывается более чем 500 тыс. биометрических слепков.

В нашем банке клиентам предоставлен сервис биометрического онбординга — гражданин, зарегистрировавшийся в государственной Единой биометрической системе (ЕБС), которая существует в нашей стране с 2018 года, может открыть счет дистанционно с помощью мобильного приложения и получить весь спектр финансовых услуг. Но таких пользователей пока не более тысячи в год. Для примера, столько же новых клиентов приходит к нам в отделения за час.

— Насколько активно задействованы в целом финансовые сервисы на базе биометрии в линейке банка?

— В РСХБ есть специальная программа по внедрению биометрии в банковские сервисы и составлена дорожная карта всех проектов до конца 2024 года. Во многих случаях биометрия используется клиентами для дополнительной идентификации при проведении финансовых операций, например, в качестве дополнительного фактора аутентификации при расходных операциях по вкладам. Также уже в следующем году мы планируем внедрить биометрию в контакт-центре банка, чтобы голосовой помощник мог сразу же при разговоре с клиентом по звонку идентифицировать его без паролей, кодовых слов, без потери времени.

Мы вводим биометрическую идентификацию и внутри банка: для защиты клиентских данных в первом квартале 2023 года будет запущена система подтверждения личности сотрудника банка при работе с клиентскими данными. Биометрия намного удобнее физических носителей в качестве второго фактора аутентификации. Также в 2023 году мы планируем провести ряд научно-исследовательских работ по повышению качества алгоритмов анти-спуфинга, защиты нейронных сетей от специализированных атак. А также собираемся запустить сервис онбординга юридических лиц — для наших клиентов-фермеров. По нашим прогнозам, возможность быстрого и безопасного открытия счета дистанционно будет им очень интересна.

— Элементы биометрических технологий используются и в мобильном приложении «Госключ» от Минцифры. Что такой сервис дает клиентам?

— Для клиентов использование такого сервиса это, прежде всего, удобство. Большую часть процесса оформления документов теперь можно пройти онлайн, сэкономить время и силы и быстрее въехать в новое долгожданное жилье.

Мы первыми среди российских банков начали регистрировать ипотеку с помощью «Госключа» — соответствующая сделка была проведена Калужским региональным филиалом Россельхозбанка в сентябре 2022 года. Клиент приобрел жилой дом с земельным участком. Он подписал договор купли-продажи, кредитный договор и заявление на государственную регистрацию права, направленные банком в мобильное приложение «Госключ».

Мы регистрируем ипотечные сделки, оформленные с использованием УКЭП в приложении «Госключ» на собственной платформе «Свое Жилье».

Для того чтобы получить сертификат усовершенствованной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) в приложении «Госключ» необходимо помимо наличия подтвержденной учетной записи на Госуслугах и смартфона с NFC-модулем иметь биометрический загранпаспорт нового поколения, который содержит чип с персональной информацией, позволяющий идентифицировать гражданина.

— Как человек может сдать биометрический слепок?

— Пока это происходит в отделениях банков, в том числе нашего. Клиент может сдать как коммерческую, так и государственную биометрию для Единой биометрической системы. До конца текущего года мы планируем внедрить сбор биометрических данных через мобильное приложение. Это позволит нашим клиентам всего за несколько секунд и без визита в офис сдавать образцы лицевой биометрии, используя только смартфон. Все слепки проходят принудительную проверку контроля качества ЕБС и полностью соответствуют всем требованиям.

— Как решаются вопросы безопасности и конфиденциальности данных?

— Государство в лице регуляторов занимает очень жесткую позицию по защите биометрических персональных данных: они очень «чувствительные» и их компрометация недопустима.

Мы полностью поддерживаем такую позицию. Банк очень требовательно относится к соблюдению каждой буквы требований по защите биометрических данных. Сейчас в Россельхозбанке заканчиваются работы по переводу инфраструктуры передачи, обработки и хранения биометрических данных исключительно на отечественные средства защиты информации и средства контроля защищенности информации с использованием криптографических алгоритмов по ГОСТ.

РСХБ ежегодно проходит внешний аудит по информационной безопасности это позволяет оперативно реагировать на все изменения требований регуляторов. Более того, банк создал отдельное подразделение, которое сосредоточено на внедрении биометрии в наши услуги, а также взаимодействии с ЕБС и регуляторами. Как результат, нам доверяют около полумиллиона человек, так как видят, насколько щепетильно мы относимся к персональным данным.

При этом замечу, что биометрия сейчас, пожалуй, самый безопасный способ хранения идентичности — нам не известно об успешных случаях атак на биометрические хранилища. Подобное киберпреступление попросту стало бы слишком дорогим.

При переходе на векторную модель, когда госорганы и коммерческие структуры окажутся не вправе хранить биометрические персональные данные, а должны будут использовать векторы ГИС ЕБС, процесс станет еще более надежным. Это один из важнейших факторов при продвижении биометрии как способа идентификации в банковской индустрии.

— Что еще может помочь популяризации биометрии среди потребителей?

— Нужно больше делать акцент на том, что без биометрии доступ к новинкам банковского сектора будет затруднительным. Пока сдача биометрических образцов все еще вызывает опасения у некоторых групп населения. Но если появится больше услуг, которые можно будет получать просто и быстро именно с помощью биометрической идентификации, тогда мы увидим быструю смену отношения.

Мы каждый день используем биометрию на мобильных телефонах, согласитесь, это очень удобно и никого не пугает. Другой пример, у многих уже есть биометрические паспорта, и никто особо не задумывается о технической стороне, ведь людям нужны документы. Раньше не было мобильных телефонов, сейчас СМС-сообщениями умеет пользоваться каждый, именно поэтому банки повсеместно используют их для рассылки паролей, рекламных сообщений и других коммуникаций с клиентами. Конечно, всему профессиональному сообществу нужно будет проделать большую работу. Но подобный опыт уже есть, например, это создание и успешное развитие Системы быстрых платежей (СБП) или национальной системы платежных карт «Мир» (НСПК). Несколько лет назад многим было не понятно зачем она нужна, если есть Visa или MasterCard, но затем плюсы НСПК стали очевидны, а теперь это еще и вопрос национальной безопасности страны.

Сейчас биометрия — возможность, которой пользуются активные люди, которые хотят максимально комфортно взаимодействовать с банком, не снижая требований к безопасности обмена информацией. Бесшовность во всех точках контакта клиента с банком и предоставление услуг в момент обращения останется основным конкурентным преимуществом в ближайшее время. При правильном подходе биометрия станет лучшим другом бизнеса, ведь темп жизни постоянно растет, как растет и объем информации вокруг нас.

— Биометрические технологии относятся к сфере ИТ, где сегодня как никогда актуальна тема технологической независимости. Что в этом отношении делается в РСХБ?

— Наша цель — это полное импортозамещение в программном обеспечении к 2024 году. Сейчас мы уже на 75% используем отечественный софт. Последние пять лет мы внедряем современные российские ИТ-решения. Мы наладили разработку прикладных решений на основе открытого ПО, это позволяет модифицировать собственный код и создавать сервисы на одном технологическом стеке. Мы самостоятельно занимаемся разработкой, используя нашу новую интеграционную платформу, а также конвейер сборки, доставки и развертывания ПО.

Поделиться