Инвестиции нового времени: где Россия возьмет деньги на развитие
Российская экономика не сможет показывать нормальный экономический рост без увеличения внутренних инвестиций, добиться которого можно только через государственное стимулирование частных вложений.
Западные санкции существенно сказались на притоке в Россию иностранного капитала. По данным Банка России, устойчивое снижение внешнего долга российского частного сектора продолжается с 2014 года. С того же времени стагнировали прямые иностранные инвестиции, а в прошлом году наблюдался их резкий спад.
Экономике нужна «кровь»
Эксперты считают это серьезной проблемой. «Капитал — кровь экономики, поэтому отсутствие доступа к внешнему финансированию ограничивает экономический рост и инвестиционный потенциал», — говорит главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. Замещение его внутренними ресурсами — не так важно, собственными средствами корпораций или же финансовыми потоками, прошедшими через банки, — по словам эксперта, крайне актуально: без этого рост будет подавлен, а экономика обескровлена.
«Замещение иностранных инвестиций — крайне важная задача для современной российской экономики», — соглашается заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Дмитрий Кувалин. Он отмечает, что, по данным Росстата, в последние 15 лет доля инвестиций в основной капитал по отношению к ВВП России составляла 20–22%, а это очень низкий уровень для страны, которая хочет развиваться опережающими по отношению к мировой экономике темпами. Раньше дефицит инвестиций в какой-то мере сглаживался за счет крупномасштабного ввоза зарубежной техники и технологий — можно было не вкладывать в собственную прикладную науку, инжиниринг и развитие отраслей инвестиционного комплекса, а сразу покупать готовые решения. Но сейчас, в условиях антироссийских санкций, проблема стала намного острее.
Председатель совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза дает еще более низкие оценки текущего уровня инвестиционной активности: «В последние годы инвестиции в основной капитал у нас составляли 17–18% ВВП. Мировой же опыт развития экономик свидетельствует, что опережающий экономический рост можно обеспечить при капиталовложениях не менее 25% ВВП». При этом он считает, что ситуация в российской финансовой системе двояка: с одной стороны, она достаточно устойчива, обладает значительными ресурсами и практически обеспечивает финансовый суверенитет страны, с другой — финансовый рынок очень слабо использует свой потенциал для участия в обеспечении стабильного и высокого экономического роста и технологического суверенитета.
Дмитрий Кувалин также считает 25% ВВП минимальным уровнем инвестиционной активности для обеспечения нормальных темпов экономического роста. В качестве примера он приводит страны, которые лидируют по темпам экономического роста и технологической модернизации: в Китае в последние годы доля инвестиций в ВВП неизменно превышала 40%, в Индии — 28%, в Южной Корее — 30%.
Деньги есть, но вы достаньте
Вместе с тем внутренние ресурсы для повышения инвестиционной активности имеются. В течение последних 30 лет Россия примерно в 1,5 раза больше вывозила за рубеж прямых инвестиций, чем поступало в страну прямых иностранных инвестиций. Сегодня вся сумма сбережений государства, бизнеса и граждан в рублях и иностранной валюте на счетах в стране и за рубежом составляет около 170 трлн руб., отмечает Владимир Гамза: «Этого более чем достаточно, чтобы обеспечить значительный рост инвестиций в основной капитал и опережающий рост экономики».
Однако привлечению длинных денег в российскую экономику кроме санкционных ограничений препятствует целый ряд разноплановых факторов, говорит проректор по научной работе Финансового университета при правительстве РФ Светлана Солянникова. Среди них — снижение доли доходов, сберегаемых населением и организациями, что сопровождается уменьшением объема частных инвестиций. Эксперт также отмечает эпизодический характер публичного привлечения капитала (IPO) через фондовую биржу и отсутствие линейки гибких или гибридных финансовых инструментов, позволяющих обеспечить реализацию интересов различных категорий инвесторов на финансовом рынке. Еще один фактор — слабое присутствие на нем национальных институциональных инвесторов: страховщиков, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, низкий уровень доверия к этим институтам населения и организаций. Также, по словам Светланы Солянниковой, низкая емкость и высокая волатильность российского финансового рынка сегодня делают его неинтересным для иностранных инвесторов.
Основная проблема привлечения инвестиций в экономику заключается в том, что все — государство, бизнес и граждане — занимаются в основном формированием своих сбережений, а не прямыми капиталовложениями в экономику, считает Владимир Гамза. В развитых и быстро развивающихся странах мира финансовый рынок обеспечивает две трети всех инвестиций в основной капитал, а в России ровно наоборот — аналогичную долю инвестиций обеспечивает сам бизнес. «К сожалению, банковский сектор, занимающий около 80% всего российского финансового рынка, обеспечивает капиталовложения в сумме менее 10% всех инвестиций в основной капитал», — добавляет он.
Процесс идет
В этих условиях, полагают эксперты, необходимый стране рост инвестиций можно простимулировать за счет улучшения механизмов взаимодействия государства и бизнеса.
Несмотря на всю критику в адрес современной инвестиционной политики финансово-экономического блока российской власти, следует отметить и ряд успешных решений, принятых в последние годы, говорит Дмитрий Кувалин. В качестве примеров он приводит Федеральный фонд развития промышленности, прокредитовавший по льготной ставке большое число модернизационных инвестпроектов и добившийся высокого процента возврата вложенных бюджетных денег, оправдавшее себя в ряде случаев создание особых экономических зон, территорий опережающего развития и технопарков, которые предлагают потенциальным инвесторам существенные налоговые льготы и упрощенное подключение к инженерной инфраструктуре. Есть случаи успешного применения специальных инвестиционных контрактов (СПИКов), нацеленных на привлечение крупных инвесторов на основе индивидуальных взаимных обязательств государства и бизнеса.
В этом году правительство активно стремится создать необходимые условия для обеспечения высокого роста капиталовложений в интересах перехода нашей экономики от сырьевой модели к технологической, полагает Владимир Гамза. В частности, утверждена концепция технологического развития страны, принята таксономия инвестиционных проектов технологического развития и структурной адаптации экономики, изданы соответствующие указания Банка России, создающие основу для участия финансового рынка в финансировании данных проектов. «Однако остается проблема побуждения государственных и стимулирования частных кредитных и финансовых организаций к активному участию в реализации этих решений правительства и ЦБ», — добавляет он.
Вместе с тем эксперты с оптимизмом оценивают перспективы роста инвестиций в российскую экономику. «Полагаю, что в среднесрочной перспективе будет значительный рост государственных инвестиций, а в долгосрочной — постепенный рост и частных инвестиций в основной капитал», — говорит Владимир Гамза.
По мнению Антона Табаха, будет происходить как замещение внешних инвестиций внутренними инвестициями частного сектора, так и бум государственных инвестиций. «Государство напрямую или через институты развития активно инвестирует в определенные сферы, частные инвестиции также идут туда, где есть или ожидается высокий уровень госрасходов», — описывает он перспективу. При этом сценарий спада инвестиций, по мнению эксперта, маловероятен. Равно как и переориентация на инвестиции из дружественных стран.
Дмитрий Кувалин считает, что в современной России вполне возможен существенный рост частных инвестиций, особенно если к санкциям против отечественных компаний и инвесторов на Западе добавятся мягкие формы валютного контроля внутри страны. «Ожидаю продолжения роста и бюджетных инвестиций в основном за счет увеличения финансирования фондов развития промышленности и других оправдавших себя инструментов государственной инвестиционной поддержки», — добавляет он.