Как на примере Москвы господдержка помогает развитию туризма
Развитию туристической отрасли способствует комплексная господдержка, показывает опыт Москвы.
Туризм — одна из самых передовых отраслей российской экономики. Здесь тесно переплетаются цифровые технологии и сервисы, финансовые и управленческие решения, человеческий капитал и искусственный интеллект. Все прогрессивные решения реализуются здесь в полной мере. Неудивительно, что туристическая отрасль оказалась в фокусе внимания не только бизнеса, но и государства.
«Туризм влияет на развитие более 50 смежных отраслей и создает перспективы развития для малого и среднего бизнеса, является точкой роста для многих регионов», — отмечают в Минэкономразвития РФ.
Многие меры господдержки отрасли были опробованы еще во время пандемии и уже успели доказать свою эффективность: льготные кредиты, субсидии на компенсацию потерь, налоговые послабления. Сейчас на фоне роста внутреннего туристического рынка фокус сместился с антикризисных к стимулирующим мерам поддержки, чтобы помочь отрасли раскрыть ее потенциал, говорит генеральный директор корпорации «Туризм.РФ» Сергей Суханов: «За два года работы мы рассмотрели более 700 входящих заявок на реализацию туристических проектов от инвесторов и субъектов РФ. Из них 75 проектов находятся в нашем текущем портфеле на разных стадиях реализации».
В Минэкономразвития отмечают, что правительство поддерживает инвестиционную активность в экономике туризма, вводятся преференциальные налоговые режимы: «Уже отменен НДС для гостиниц. Следующим шагом по поручению президента РФ должно стать освобождение от налога на добавленную стоимость туроператоров, которое коснется 4 тыс. компаний».
«Уже направили 64 регионам более 13 млрд руб. в рамках нацпроекта по туризму — на обустройство туристических маршрутов, создание модульных гостиниц, закупку туристического оборудования, поддержку событийных мероприятий. Это в два раза больше — как по сумме, так и по числу субъектов, получивших поддержку. Главная системная задача — увеличение номерного фонда», — отметил министр экономического развития Максим Решетников.
Однако эксперты отмечают, что для гармоничного развития туристической отрасли наряду с инфраструктурными и финансовыми мерами поддержки нужны также образовательные и кадровые программы. Внутренний туризм стремительно растет, в сфере появляются новые направления. Подготовка профессиональных кадров, адаптация предложений под новые рынки, а также повышение качества сервиса остаются важнейшими вызовами для отрасли.
Не рублем единым
Показателен опыт поддержки туриндустрии одного из главных туристических центров страны — Москвы, где считают, что меры должны быть комплексными. Особую роль здесь играют современные цифровые сервисы. Так, например, созданный Мостуризмом сервис для планирования путешествий RUSSPASS позволяет отелям подключаться к системе на льготных условиях (комиссия составляет всего 5%).
«Для нас важно не концентрироваться только на одной сфере туризма или только одной проблеме бизнеса, а способствовать всестороннему развитию всей индустрии. Мы оказываем финансовые и нефинансовые меры поддержки туристической отрасли, создаем площадки для коммуникации, помогаем столичному бизнесу выходить на зарубежные рынки, развиваем кадровый потенциал», — отметил председатель комитета по туризму Евгений Козлов.
Образование и наставничество и, наконец, самое важное — качественный нетворкинг в столице чаще предоставляется комплексно, подтверждает основатель компании — разработчика мобильного приложения для трансляции речи, в том числе гидов и экскурсоводов, на смартфоны «Турфон» Тимофей Окроев. Например, акселератор Moscow Travel Factory, организованный Мостуризмом в рамках проекта «Московский туристический хаб», по его словам, включал качественную образовательную программу и консультации с наставником. «У нас была возможность пообщаться с представителями разных туристических площадок и договориться о пилотировании нашего решения. Кроме того, как один из трех победителей акселератора, мы получили пиар-поддержку на сумму 500 тыс. руб.», — рассказал Тимофей Окроев.
Основатель образовательного туристического проекта Chexov Travel Анна Кутенкова отмечает, что ощутимую пользу приносит участие сотрудников Мостуризма в организации регулярных офлайн-встреч для обмена опытом, создании эффективной базы и инструментов для коллабораций между участниками рынка, что в итоге приводит к появлению новых продуктов высокого спроса.
«Помимо грантов и стимулирующих программ мы видим большой запрос у отраслевого сообщества на образовательные проекты, позволяющие развивать кадровый потенциал», — отмечает председатель столичного комитета по туризму.
По его словам, сегодня туристической отрасли столицы доступны кадровые программы, которые работают сразу в двух направлениях: привлечение лучших кадров, причем как из профильных вузов, так и из смежных сфер, и повышение квалификации действующих представителей отрасли.
В частности, бесплатные курсы «Школа гостеприимства» рассчитаны на сотрудников столичных гостиниц, туроператоров, турагентств, MICE-сектора, а также индивидуальных гидов-экскурсоводов. Курсы помогут специалистам сформировать необходимые для работы «мягкие навыки», научат актуальным маркетинговым инструментам.
Мультипликативный эффект
Столица делает, в частности, ставку как на финансовую, так и нефинансовую поддержку событийного и делового туризма. Деловые туристы оставляют в городе, как правило, в 1,5–2 раза больше денег, чем обычные путешественники, отмечает Евгений Козлов. Около 40% деловых туристов, по его словам, впоследствии возвращаются в город, где они принимали участие в деловом мероприятии, уже в качестве отдыхающих.
В прошлом году в столице запустили программу поддержки делового туризма, в рамках которой организаторы (юрлица и индивидуальные предприниматели) конференций, конгрессов, форумов могут получить грант из бюджета города для частичной компенсации затрат на аренду помещения для проведения мероприятия, а также технического оборудования. На эти цели было выделено 350 млн руб., воспользовались грантом организаторы более 60 мероприятий.
Благодаря грантовой поддержке организаторы смогли масштабировать свои события, увеличив численность участников или продлив деловую программу на большее количество дней. Поддержка событийного туризма позволяет предпринимателям — участникам таких мероприятий наладить утраченные и завести новые деловые контакты, говорит основатель сообщества организаторов деловых мероприятий MICE Excellence Татьяна Конакова.
«Мы считаем, что ключи к успеху — партнерство, открытый диалог, адаптация программ поддержки под нужды бизнеса. Поэтому мы обновили условия получения грантовой поддержки, отвечая на запрос наших грантополучателей. В этом году сумма на конкретное событие будет зависеть от количества его участников и выполнения дополнительных критериев. Например, она увеличится, если мероприятие проведут в одной из столичных гостиниц или в программу включат экскурсию по Москве», — объяснил Евгений Козлов.
Туристическая отрасль сегодня, несмотря на множество новых вызовов, развивается быстрее многих других сфер экономики и потому особенно интересна потенциальным инвесторам. А существующие меры поддержки на федеральном и региональном уровне позволяют снизить возможные риски и строить долгосрочные планы развития.