Не нефтью единой: чем важен несырьевой неэнергетический экспорт
Несырьевой неэнергетический экспорт становится все более значимым для российской экономики. Главное препятствие — нехватка у потенциальных экспортеров компетенций для выхода на новые зарубежные рынки.
За пять лет со старта национального проекта «Международная кооперация и экспорт» в сфере поставок за рубеж продуктов и услуг, не относящихся к энергетической и сырьевой сфере, отмечается серьезный прогресс, говорят опрошенные редакцией эксперты. Однако при этом они уточняют, что для более эффективного дальнейшего развития несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) необходимо создавать больше стимулов и инструментов для экспортно ориентированных предприятий, особенно в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП). Одним из форматов работы в этом направлении стала программа «Сделано в России», в рамках которой в середине октября в Москве пройдет одноименный международный экспортный форум.
Не упустить возможности
По словам генерального директора Российского экспортного центра (РЭЦ, входит в группу ВЭБ.РФ) Вероники Никишиной, в последние годы связанные с ННЭ поступления в бюджетную систему составляют 3,1 трлн руб. ежегодно. «Эксперты также связывают с несырьевым неэнергетическим экспортом генерацию 6,4 млн рабочих мест — это 9,1% от общей численности занятых на рынке труда в прошлом году», — говорит она. За последние шесть лет количество российских компаний, вовлеченных в мировую торговлю, выросло на 57%, в том числе за счет экспортно ориентированного малого и среднего бизнеса. На сегодня, по данным РЭЦ, в России работают 17,7 тыс. малых и средних компаний-экспортеров, поставляющих за рубеж несырьевую неэнергетическую продукцию на $16,5 млрд.
Для сферы МСП роль несырьевого неэнергетического экспорта в новых экономических условиях действительно становится все более значимой, подтверждает вице-президент, председатель комитета по международным связям «Опоры России» Николай Дунаев: «До марта прошлого года ННЭ показывал стремительный рост, который вследствие изменений геополитической ситуации несколько угас. Но хотелось бы заметить, что сокращение экспортных сделок произошло главным образом в сегменте крупного бизнеса, который в основном формировал общую динамику, тогда как малый бизнес, напротив, увеличил свою экспортную активность».
Индикаторы несырьевого неэнергетического экспорта продолжают расти, говорит Вероника Никишина: «Особенно мы ожидаем развития сегментов с высоким потенциалом: продуктов цифровой экономики и высоких технологий. Также важным трендом является увеличение экспорта переработанной продукции АПК». Объем поддержанного группой РЭЦ несырьевого неэнергетического экспорта в прошлом году составил $12,6 млрд. Каждый шестой доллар ННЭ реализован при поддержке группы, уточняет Вероника Никишина.
На законодательном уровне понятие «несырьевой неэнергетический экспорт» было закреплено только в конце 2022 года, а в марте этого года правительство выпустило перечень кодов товаров, к которым применяется термин, отмечает заместитель генерального директора Центра стратегических разработок (ЦСР), директор Центра экономики регионов ЦСР Марат Фаттахов: «Однако во внешнеторговой статистике, публикацию которой в ограниченном объеме возобновила в 2023 году Федеральная таможенная служба (ФТС) России, это разделение пока не закреплено». С апреля 2022 года ФТС приостановила широкий доступ к официальной статистике по ВЭД с формулировкой «во избежание некорректных оценок и спекуляций».
Попытки оценить объемы ННЭ «вручную» со стороны Марата Фаттахова сводятся к следующим расчетам. Без учета минерального топлива, руд, нефти и продуктов их перегонки российский экспорт в 2021 году составлял около $216,86 млрд из общего объема экспорта $493,1 млрд, или почти 44%. В 2022 году из-за роста цен на энергоносители на мировых рынках, внешнеторговых ограничений и начала структурной перестройки экономики его доля сократилась до немногим более 34%, или примерно $202,2 млрд из общего объема экспорта в размере $591,46 млрд. Впрочем, как отмечает доцент кафедры международного бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова Анастасия Прикладова, в условиях импортозамещения и переориентации отдельных отраслей на внутренний спрос просадка ННЭ вполне возможна и не является негативным эффектом.
По словам старшего аналитика группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Евгении Траутман, стоит при этом отметить положительную динамику в прошлом году в несырьевых сегментах, имеющих наибольший удельный вес, на 15% за год вырос объем экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного), а также более чем на 50% вырос объем экспорта удобрений.
Официальных количественных оценок того, как изменится соотношение ННЭ и сырьевого экспорта в 2023 году, пока нет. Однако среднесрочный прогноз на 2024–2026 годы, подготовленный Минэкономразвития, предполагает сокращение по итогам года общего объема экспорта до $454–459,1 млрд, то есть примерно на 22%, говорит Марат Фаттахов. «Поскольку это связано главным образом со снижением цен на продукцию ТЭКа и сокращением физических объемов экспорта, можно прогнозировать, что доля ННЭ вырастет, а в реальном выражении снижение нефтегазового экспорта будет практически нивелировано восстановлением несырьевого», — поясняет эксперт.
В долгосрочной перспективе планы по наращиванию ННЭ могут быть связаны с переориентацией экспортных потоков на рынки дружественных стран, стран Африки и Глобального Юга, Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки, продолжает Марат Фаттахов: «В большинстве этих регионов продолжается рост потребления, растут запросы населения, и даже те секторы российской промышленности, которым на внутреннем рынке было сложно конкурировать с зарубежной продукцией, получают новые возможности для органического роста экспорта. Такие возможности упускать нельзя — для этого нужно опираться и на ресурсы РЭЦ, и на внедрение Регионального экспортного стандарта 2.0, и на взаимодействие в рамках торговых и инвестиционных выставок и площадок, включая программу «Сделано в России», на региональные торговые и инвестиционные форумы, такие как Красноярский экономический форум в Сибири или Всероссийский инвестиционный сабантуй в Башкортостане.
С миром на равных
Российские экспортеры могут предложить на мировом рынке товары, оптимальные по соотношению цена/качество, говорит Вероника Никишина: «Но главное, чтобы нашу продукцию потребители на новых рынках узнавали сразу. Эту возможность нашим экспортерам даст обновленная программа странового продвижения российских товаров на зарубежные рынки «Сделано в России»: продвигаем лучшие качества российской продукции: органичность, энергоэффективность, экологичность и надежность. Сегодня нашим логотипом — «птичкой» — уже отмечено более чем 700 видов продукции».
По словам замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрия Кувалина, российские малые и средние предприятия действительно готовы конкурировать на мировом рынке по очень широкой номенклатуре продукции, включая высокотехнологичную. Тем не менее он отмечает, что экспортные успехи российского МСП зачастую носят точечный характер, сводясь к разовым нерегулярным сделкам.
Одна из ключевых проблем, мешающих развитию ННЭ, как говорит Николай Дунаев, — это «отсутствие квалификации и системный страх предпринимателей перед выходом на зарубежные рынки». «С начала действия нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» государством через его институты развития, в частности РЭЦ, были предприняты очень правильные по сути и содержанию шаги, направленные на то, чтобы эти страхи устранить, подставить экспортерам надежное плечо. Однако бизнесу по-прежнему не хватает инструментов для тонкой настройки», — считает представитель «Опоры России».
По его словам, российский предприниматель, который продает в онлайн, скажем, китайскому контрагенту какую-то рукодельную чашку, получает бесценный опыт относительно требований покупателя. В результате наш экспортер понимает, как ему нужно перестраивать свои процессы производства, свой маркетинг, как решать вопросы с платежами, адаптироваться, какой нужно нанимать персонал, умеющий разговаривать с китайскими партнерами. Это очень ценные навыки, которые в совокупности дадут бесценные компетенции для выстраивания системы несырьевого неэнергетического экспорта в сегменте МСП, говорит Николай Дунаев. Однако пока, по его словам, предприниматели при освоении новых направлений зарубежных поставок зачастую вынуждены действовать методом проб и ошибок. Как считает Анастасия Прикладова, форум «Сделано в России» может стать эффективной площадкой для разбора кейсов по выходу на зарубежные рынки, в том числе неуспешных.
Раскрыть потенциал
Развитие несырьевого неэнергетического экспорта обеспечивает целый ряд позитивных результатов для российской экономики, говорит Дмитрий Кувалин. В частности, оно напрямую увеличивает доходы российского бизнеса и госбюджета, уменьшает зависимость российской экономики от высокой волатильности цен на мировых рынках сырья, снижает уровень неопределенности, стимулирует инвестиционную активность, повышает защищенность от санкций.
По словам Евгении Траутман, на уровне регионов изменение объемов и структуры экспорта отражается в различной степени. При этом она выделяет четыре экспортно ориентированных региона, имеющих преимущественно несырьевую структуру экспорта — более 50% в общей структуре экспорта в 2021 году (последние имеющиеся в открытом доступе данные таможенной статистики в разрезе регионов). Это Новгородская, Тульская и Ростовская области, а также Пермский край. Еще в четырех субъектах Федерации ННЭ составляет от 20 до 40% в общей структуре — это Москва, Ленинградская, Вологодская и Мурманская области.
Роль несырьевого неэнергетического экспорта в последние годы становится все более значимой, говорит Вероника Никишина. Во многом это связано с особым вниманием государства к экспортерам, в том числе из сегмента МСП. «Мы более десяти лет прицельно работали над системой инструментов поддержки экспорта. У государства и предпринимателей накоплен немалый задел, выстроена система «выращивания» экспортеров — от идеи до поддержки повторных отгрузок на освоенные рынки. Она помогла нам в прошлом году и за прошедшие месяцы текущего года сохранить совокупные объемы ННЭ, а по ряду рынков и увеличить их», — говорит гендиректор РЭЦ. По ее словам, дальнейшие перспективы программы «Сделано в России» при выходе на новые рынки, его основные задачи, практический опыт экспортеров, планы по запуску новых мер поддержки от государства и институтов развития, в том числе для МСП, будут обсуждаться на форуме 19 и 20 октября в «Манеже».