Перспективные ниши: почему растет российский рынок франчайзинга

Обновлено 08 ноября 2023, 12:27
пресс-служба «Пятерочки»
Фото: пресс-служба «Пятерочки»

Интерес к франчайзингу как инструменту для инвестирования растет. Причем самые востребованные франшизы – в ретейле. Рассказываем, как крупные сети развивают направление и почему предприниматели выбирают обратную франшизу

Как изменился российский франчайзинг

Последние годы стали для российского франчайзинга по сути переломными, считают аналитики Franshiza.ru. Бизнес фактически начал работать в новых условиях. В частности, отечественный рынок покинули около 280 сетей, например, DIM, Levi's, NYX Cosmetic. При этом появились более 400 сетей — это и новые бренды, и те, кто был вынужден провести ребрендинг компании.

Рынок в цифрах

  • ₽2,78 трлн (плюс 19% за 2022 год) — оборот рынка франчайзинга;
  • 1,24 млн сотрудников (плюс 9%) заняты во франчайзинговых сетях;
  • 3249 франшиз (плюс 5%) насчитывалось в России в начале 2023 года.

Источник: Исследование «Российский франчайзинг 2023».

Эксперты Franshiza.ru отмечают, что в условиях дефицита доступных кредитов для многих компаний франчайзинг является возможностью продолжить экспансию за счет открытия партнерских точек.

При этом франчайзеры (компании, которые передают право вести бизнес под своим брендом) отмечают, что санкции повлияли на их деятельность позитивно (23,9% участников опроса), поскольку у них открылись новые возможности, либо не сказались никак (22,4%). О проблемах с логистикой из-за ограничений сообщили 16,4% респондентов, о проблемах с поставками — 10,4%, с оборудованием — 9%.

В будущее они смотрят позитивно. У большей части опрошенных в планах к концу 2023 года — рост сети (40,8%), доработка франшизы (23,5%) и выход на новые рынки (21,4%).

Активно развивать франчайзинговую сеть планируют в том числе крупные игроки, такие как «Пятёрочка». В 2022-м сеть открыла по франшизе 63 магазина, хотя до этого запускали по 15-20 точек в год, рассказал на бизнес-завтраке, посвященном развитию франчайзинга в России, директор департамента франчайзинга «Пятёрочки» Михаил Кольцов. По итогам 2023-го, добавляет он, будет открыто 115 магазинов, и франчайзинговая сеть вырастет до 350 точек. На 2024 год планы еще более амбициозные — общее число франчайзинговых магазинов должно удвоиться.

«Мы хорошо умеем развивать собственную сеть, открываем по несколько тысяч собственных магазинов в год. Франчайзинг для нас — это возможность ускорить развитие сети и вовлечь предпринимателей, стимулировать развитие малого и среднего бизнеса в стране», — объясняет он.

Торговой сети, продолжает Кольцов, интересно развивать франчайзинговую сеть в регионах — не только в Московской и Ленинградской областях, но и в Поволжье, и в Сибири.

Чем отличаются прямой и обратный франчайзинг

пресс-служба «Пятерочки»
Фото: пресс-служба «Пятерочки»

Многие знают о том, что бизнес можно вести по франшизе. Но при этом далеко не все слышали, что бывает два разных вида франчайзинга — прямой и обратный. Эти модели довольно сильно отличаются по ключевым параметрам — объему вложений, рискам, ответственности, распределению прибыли.

Прямой франчайзинг — это классическая схема, которая наиболее распространена в России. По этой схеме франчайзи (покупатель франшизы) получает право на использование торговой марки и контакты поставщиков, перенимает стандарты и бизнес-процессы владельца бренда-франчайзера.

При этом на франчайзи остается большой объем операционной работы. Он сам закупает товары, управляет логистикой, определяет ценовую политику и обучает персонал. Кроме того, франчайзи платит франчайзеру роялти — в среднем 10% от оборота. Доходом франчайзи в классической схеме является коммерческая маржа.

Одно из преимуществ прямого франчайзинга — достаточная свобода в ведении бизнеса и возможность проявить свои предпринимательские качества. Эта модель подходит опытным предпринимателям, которым хватает знаний и навыков и которые могут посвящать своему делу достаточно времени.

Обратный франчайзинг — это уже другая схема. Здесь франчайзи берет товар у франчайзера на реализацию и управляет сотрудниками, а франчайзер определяет ценовую политику и маркетинговую стратегию, формирует ассортимент, организует логистику и обучает персонал. При этом роялти нет, а доход франчайзи складывается из агентского вознаграждения в размере 20-22% от выручки.

Обратный франчайзинг — пока достаточно редкое явление на российском рынке. По такой схеме, например, работает торговая сеть «Пятёрочка». Она оказывает помощь в оценке потенциальной локации, где может быть открыт магазин, и дает прогноз по товарообороту.

Анализ и прогнозирование проводятся с помощью инструментов ИИ, которые оценивают расположение будущего магазина: сколько вокруг него домов, каким будет охват и поток покупателей, потенциальная выручка. Экспертизу по ключевым параметрам также проводит маркетинг сети. Кроме того, своей оценкой или рекомендациями делятся и представители региона, которые работают на данной территории и хорошо знают все особенности и нюансы.

«Такой трехсторонний анализ позволяет нам максимально точно спрогнозировать товарооборот, который реально будет в магазине», — комментирует руководитель направления развития франчайзинга «Пятёрочки» Ольга Маремьянина.

Торговая сеть также помогает подготовить предпринимателю технико-экономическое обоснование объекта. Сюда входят расчет стоимости ремонта и закупки оборудования, подготовка техзадания на ремонтно-строительные работы — все это можно будет просто передать подрядчикам и поставщикам.

По словам Маремьяниной, работа по обратной франшизе имеет ряд важных преимуществ, которые могут быть особенно полезны для начинающего предпринимателя без опыта в ретейле.

Опыт франчайзера и узнаваемость бренда. Торговая сеть работает на рынке с 1999 года, за это время она отточила все бизнес-процессы и наладила все связи с поставщиками. По сути франчайзи покупает готовое решение — магазин, которым просто потребуется эффективно управлять.

Экономия. Франчайзи не несут издержек на логистику, поиск поставщиков и закупку товаров, как в случае с прямой франшизой.

Поддержка. Партнеры получают помощь и консультации по всем вопросам — по лицензированию, персоналу, IT-сопровождению. Поддержка помогает наладить ретейл-бизнес даже тем предпринимателям, у которых нет опыта в данном секторе.

Инвестиции в открытие магазина по обратной франшизе составляют около ₽20 млн. Сумма складывается из стоимости оборудования, в среднем она равна ₽11-12 млн (оборудование подорожало на фоне колебаний валютных курсов и ухода ряда западных поставщиков из России), стоимости ремонтно-строительных работ, которые составляют около ₽8 млн и единоразового паушального взноса в размере ₽500 тыс. Срок окупаемости инвестиций — в среднем два-три года.

Социальный импакт франчайзинга

пресс-служба «Пятерочки»
Фото: пресс-служба «Пятерочки»

Развитие рынка франчайзинга в России позволяет добиться важных социальных эффектов, рассказывает координатор «Деловой России» по Северо-Западному федеральному округу Дмитрий Панов.

Так, благодаря франшизам торговые сети с гарантированным качеством продукции имеют возможность расширяться и занимать опустевшие после ухода иностранных игроков ниши. При этом партнерами крупных брендов благодаря строгому отбору становятся ответственные и дисциплинированные предприниматели. Это позволяет говорить о том, что освободившиеся места занимает качественный бизнес.

Со стороны франчайзера действительно есть довольно жесткие требования к потенциальным партнерам, подтверждают в «Пятёрочке». И дело не только в умении вести ретейл-бизнес — этому как раз может научить торговая сеть. Главные требования — соблюдение стандартов компании, амбициозность и желание улучшить качество жизни в районе, где расположен магазин.

«Франчайзи не может рассчитывать, что бизнес будет работать сам по себе. Ему нужно постоянно думать о том, как сделать счастливыми и сотрудников, и клиентов. Потому что только счастливый клиент вернется в магазин или ресторан. Это уже совершенно другой уровень ответственности», — заключает Михаил Кольцов.

Поделиться
Авторы
Теги