Как преодолеть нехватку медиков
Устранить дефицит кадров в здравоохранении невозможно без пересмотра управленческих подходов и установления справедливой оплаты труда, считают эксперты.
В России сохраняется дефицит медработников. По данным Минздрава РФ, отрасли не хватает около 26,5 тыс. врачей (12,5 тыс. из них — в амбулаторном звене) и 58,2 тыс. среднего медперсонала (10,7 тыс. в амбулаторном звене). Укомплектованы 82,15% амбулаторных ставок врачей и 84,5% среднего медперсонала. Причем заполненность штатного расписания не всегда корректно отражает реальную картину обеспеченности кадрами, поскольку работают медики в среднем на 1,2–1,3 ставки, отмечает директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович.
Так, показатель укомплектованности врачами скорой медицинской помощи (СМП) в прошлом году составлял 70,5% (в 2021 году — 66,5%) при коэффициенте совместительства 1,39 (в 2021 году — 1,42). Уровень укомплектованности фельдшерами СМП — 87,7% (в 2021 году — 88,6%) при коэффициенте совместительства 1,26, по данным Минздрава.
Сегодня именно в медицинской сфере один из самых низких уровней hh.индекса, который показывает соотношение количества резюме к количеству вакансий на рынке в выбранной профессиональной области. По данным hh.ru, в 2022 году это показатель в разные месяцы колебался в пределах 2,2–3, в 2023-м — 2,1–2,9 (значения индекса 2,0–3,9 — дефицит соискателей, меньше или равно 1,9 — острый дефицит). Для сравнения: в информационных технологиях этот показатель составляет 8,2–9,2. Количество вакансий в этом году увеличилось на 37%, а число резюме снизилось на 1%.
При этом обеспеченность населения врачами превосходит средние показатели в странах ОЭСР, заявляла ранее на конгрессе «Росмед- обр-2023» замминистра здравоохранения Татьяна Семенова: «В стране людей, которые имеют высшее медицинское образование, очень много. А вот где они практикуют и практикуют ли вообще — это другой вопрос».
Дефицит специалистов сохраняется даже на фоне увеличения в последние несколько лет контрольных показателей приема в вузы и колледжи. В 2021 и 2022 годах в высшие учебные заведения Минздрава на обучение по медицинским и фармацевтическим программам зачислены более 47 тыс. человек. Из них за счет средств федерального бюджета — более 26 тыс. человек (55,6% от общего количества принятых на обучение) и почти 21 тыс. — за счет средств физических или юридических лиц (44,4%). В 2023 году обучение в колледжах завершили порядка 11,4 тыс. фельдшеров, за пять лет (с 2018 по 2022 год) прием на обучение по этой специальности увеличился на 20%.
Медицинский «пылесос»
На решение кадровых проблем направлен действующий в структуре госпрограммы «Развитие здравоохранения» федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». Согласно целевым показателям проекта, на реализацию которого с 2019 по 2024 год запланировано 17,2 млрд руб., укомплектованность амбулаторного звена врачами в 2022 году должна была составить 89%, в 2023 году — 92%. Однако, несмотря на наметившуюся с 2016 года положительную динамику, последние два года уровень обеспеченности врачебными кадрами падает практически во всех федеральных округах: в 2022 году — на 1,3%, до 37,2 врача на 10 тыс. населения (в 2021 году — 37,7), по данным Минздрава РФ. Среди основных причин в ведомстве называют сокращение «ковидных» выплат и трудовую миграцию медиков из госучреждений в коммерческие.
По словам Ларисы Попович, кадровый дефицит медработников — глобальная проблема: по разным оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и экспертов стран ОЭСР, в мире не хватает от 7 млн до 15 млн врачей. И по прогнозам, этот дефицит будет нарастать: население стареет, растет потребность в уходовых технологиях, технологический бум в медицине требует от специалистов совершенно новых компетенций. При этом все заинтересованы в том, чтобы переманивать к себе наиболее квалифицированных специалистов из других стран и регионов, предлагая им лучшие условия. Наблюдается миграция врачей, говорит Лариса Попович: «В России роль «пылесосов» играют крупные мегаполисы и частные медучреждения».
Показатели разнятся в зависимости от врачебной специальности и географии. Так, по данным управления статистики по аналитической работе Центрального НИИ организации и информатизации (ЦНИИОИЗ) Минздрава РФ, существенный дефицит врачей отмечен в 22 регионах, еще в семи он оценивается как глубокий. Профицит врачей наблюдается в 11 субъектах РФ.
Например, дефицит онкологов по некоторым регионам сегодня составляет более чем 50%, рассказал главный внештатный специалист-онколог Минздрава России по Сибирскому федеральному округу, директор НИИ онкологии Томского НИМЦ, завкафедрой онкологии Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ) Евгений Чойнзонов. Не хватает онкослужбе врачей и смежных специальностей. Так, из-за нехватки урологов анализ на такой простой и информативный маркер, как простатический специфический антиген (ПСА), нередко назначается с большим опозданием. При этом заболеваемость раком предстательной железы сегодня увеличивается.
Собственные кадры
Нехватка квалифицированных кадров может свести на нет усилия и средства, потраченные на оснащенность региональных онкологических диспансеров в рамках федеральной программы по борьбе с онкозаболеваниями. Нужны специалисты, способные на 100% использовать все потенциальные возможности современной аппаратуры и технологий, говорит Евгений Чойнзонов: «Задачи технологического перевооружения и кадровые вопросы должны решаться параллельно».
Один из путей решения проблемы — целевая ординатура и аспирантура, считает Евгений Чойнзонов. Так, кафедра онкологии СибГМУ занимается целевой подготовкой специалистов по лучевой диагностике, торакальной хирургии, саркомам костей и мягких тканей и другим специальностям. Выпускники кафедры возвращаются на работу в направившее их на учебу государственное лечебное учреждение.
Беспокоят кадровые проблемы и частную медицину. «В принципе стало хуже с квалифицированными кадрами во всех отраслях, и медицина не исключение», — отмечает директор медицинской службы АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) Жанна Дорош. По ее словам, в клинике стараются сохранять свои квалифицированные кадры, а также использовать имеющиеся ресурсы, чтобы растить молодых специалистов, которые сразу привыкают работать по стандартам, обеспечивающим высокое качество медпомощи. В частности, на базе клиники работает кафедра терапии, общей врачебной практики и ядерной медицины РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Кроме того, учреждение может пригласить врача, медсестру, медицинского физика на работу в качестве стажера и доучивать и переучивать его уже на месте. «Как бы ни было тяжело на рынке труда, наши требования к персоналу не снижаются и не будут снижаться», — отмечает эксперт.
Управленческие решения
Решение кадровой проблемы в здравоохранении — не одномоментная задача, говорит вице-президент Союза медицинского сообщества «Национальная медицинская палата» Владимир Семенов. Успешность реализации федерального проекта по обеспечению медицинских организаций квалифицированными кадрами в большой степени зависит от квалификации управляющего звена, считает эксперт.
Есть немало примеров того, что если главный врач и руководитель органа управления здравоохранением региона умеет заинтересовать как опытных специалистов, так и выпускников медвузов, то в конкретной поликлинике или больнице появляются новые сотрудники, улучшается доступность квалифицированной медпомощи, говорит Владимир Семенов.
Простое изменение управленческих тактик не принесет желаемого результата, пока сохраняются перегрузка и невысокие зарплаты медиков. «Если у региона нет денег, кадровую проблему полностью ему не решить», — считает Лариса Попович. Ожидается, что сократить разницу в зарплатах врачей в разных регионах позволит единая отраслевая система оплаты труда медработников. Ее запуск планируется в 2025 году.