Как инвестиции в частную школу помогут воспитать новых предпринимателей

Обновлено 12 декабря 2023, 08:48

О перспективах рынка частных школ и новых образовательных моделях рассказал руководитель блока социальных проектов группы компаний «Регион», член наблюдательного совета школы «Новый взгляд» Андрей Надин

Игнат Козлов для РБК
Фото: Игнат Козлов для РБК

— Какое значение, на ваш взгляд, для системы образования в России имеет сегмент частных школ и насколько он сегодня развит?

— Традиционно в России главным регулятором системы образования выступает государство. В нашей стране около 40 тыс. школ, и 98% из них — государственные. Даже в Москве только 3–4% школьников, по статистике, обучаются в частных учебных заведениях. При этом спрос на частное образование выше предложения. Более 80% москвичей считают возможным обучение ребенка в частной школе, а в Центральном административном округе города этот показатель еще выше. Поэтому в последние лет 10–15 к теме частного образования все больший интерес проявляет бизнес. Появились школы, которые создавались при участии корпораций, известных меценатов. Один из таких проектов — школа «Новый взгляд», который реализует группа компаний «Регион».

— В чем привлекательность частного образования для крупного бизнеса?

— На мой взгляд, есть две причины, объясняющие вовлеченность крупных компаний в образовательные проекты. Во-первых, это стремление создать качественный кадровый потенциал. Как будущим работодателям нам важно сократить присущий государственному образованию разрыв между школой и реальной жизнью.

Во-вторых, это возврат к традициям меценатства и социального инвестирования. Современный российский бизнес все больше задумывается о том, в каком мире будут жить будущие поколения. Образование — это наиболее эффективное направление для реализации принципов так называемого устойчивого развития. В долгосрочном периоде это помогает улучшать жизнь общества в целом.

— Почему вас заинтересовала тема образования?

— Одна из основных проблем рынка труда — низкий уровень развития управленческих и предпринимательских компетенций кандидатов. Без этих качеств невозможно добиться технологического суверенитета в условиях импортозамещающей экономики. Причем это сквозные компетенции — они востребованы во всех направлениях и отраслях.

Мы видим нашу миссию в расширении границ традиционного образования и развитии в детях таких качеств, которые будут актуальны в постоянно меняющемся мире. Вот почему управленческие и предпринимательские компетенции — ключевые составляющие образовательной модели школы «Новый взгляд».

Замечу, что это не первый наш проект, связанный с адаптацией образования к современным бизнес-реалиям. В 2019 году «Регион» стал стратегическим партнером кафедры Управления активами МГИМО. Наши сотрудники с многолетним опытом работы на финансовых рынках успешно участвуют в подготовке будущих специалистов в сфере финансового управления, инвестиционной деятельности. Для нашей школы этот вуз стал одним из первых партнеров, а его ректор Анатолий Торкунов вошел в наблюдательный совет школы.

— Какой объем инвестиций в проект?

— Размер инвестиций в развитие школы до 2030 года составит более 7 млрд руб. Такой объем финансирования в сочетании с экспертизой группы компаний в различных областях позволит осуществить замысел создания школы будущего.

— Чем будут отличаться выпускники вашей школы от других?

— Концептуальное отличие в том, что 11 лет обучения должны стать не просто этапом подготовки к будущему, а полноценным продуктивным периодом жизни.

Наши дети будут на практике учиться взаимодействовать с государством, городом, бизнесом, обществом. К окончанию 11-го класса ребенок должен иметь опыт влияния на этот мир через свои идеи и проекты.

Наш выпускник — это в первую очередь ответственный предприниматель. Тут важно пояснить, что в понятие предпринимательства мы вкладываем способность генерировать идеи и воплощать их в жизнь, исходя из своих интересов и заботы об окружающем мире. Не важно, в какой сфере ребенок найдет свою реализацию — будь то бизнес, благотворительность, креативные индустрии, химия или робототехника.

И, конечно, мы даем нашим ученикам сильную академическую базу. Широкий кругозор и образованность в широком смысле позволят лучше понимать мир вокруг, развиваться личностно и профессионально.

— Для этого предусмотрена какая-то особенная образовательная модель?

— Конечно. С одной стороны, мы обязаны работать в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, с другой — в выборе концепции и образовательных технологий мы опирались на международный опыт и данные научных исследований.

В обучении мы делаем акцент на четыре ключевых аспекта: развитие универсальных предпринимательских компетенций, связь с реальной жизнью, персонализацию и уважение к личности ребенка. В нашей школе есть служба сопровождения, благополучия и карьерного развития. Тьюторы будут помогать ученикам анализировать свой прогресс, задавать персональную траекторию развития от начальной школы до выпускных классов и далее к выбранной профессиональной деятельности.

— Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее о том, как будет организована проектная деятельность в школе?

— Для организации проектной работы в нашей школе предусмотрена даже отдельная должность — заместитель директора по предпринимательству и партнерству. Такого нет больше ни в одной российской школе. К выпуску каждый ученик получит опыт проб и ошибок, соберет портфолио собственных реализованных проектов. Расскажу чуть подробнее о том, как это будет устроено.

Во-первых, в школе будет создана система внутренних агентств (маркетинговых, креативных, видео- или аудиопродакшена и т.д.). В их работу будут вовлечены сами ученики в качестве исполнителей, а заказчиками услуг будут выступать другие ученики и школа. В будущем, возможно, внутренние агентства смогут перерасти в нечто большее и будут работать с внешними клиентами.

Во-вторых, мы постоянно расширяем пул индустриальных партнеров школы. Наши ученики будут проходить стажировки в реальных компаниях. Отсюда вытекает еще одно направление нашей проектной деятельности — бизнес-инкубаторы и бизнес-акселераторы. Это структуры, куда ученик может прийти со своей бизнес-идеей и, в зависимости от степени ее зрелости, «докрутить» ее до готовности и реализовать.

Самые достойные идеи, прошедшие защиту перед школьным советом, смогут получить грант Фонда поддержки проектов. Это значит, что ребенок уже в школе сможет попробовать себя в роли настоящего предпринимателя.

В дальнейшем мы планируем стать центром школьного предпринимательства для Москвы и, возможно, за ее пределами.

— Что помогает осуществлять такой подход?

— Мы создали собственную образовательную IT-платформу, где могут взаимодействовать ученики, родители и школа. На платформе можно управлять своим расписанием, учиться в онлайн-формате, записываться на консультации со школьными специалистами, узнавать новости школы.

Для нас это удобный способ получения обратной связи, мы можем быстро реагировать на запросы, совершенствовать образовательную модель и школьные сервисы. Но, конечно, функции нашей экосистемы гораздо шире только административных. Мы создаем сообщество, в котором ученики, их родители и учителя — равноправные партнеры, разделяющие общие ценности.

— При таком подходе к образовательной модели кадровый вопрос представляется особенно актуальным. Вам уже удалось сформировать команду?

— Сфера образования сегодня испытывает особенный дефицит кадров. Причем для частных школ этот вопрос стоит особенно остро, так как кроме предметников в штате должны быть тьюторы, психологи, педагоги дополнительного образования. По данным исследования НИУ ВШЭ, в обычных школах неукомплектованность педколлективов составляет порядка 3%, а в частных — более 6%.

Формировать педагогический штат для средней и старшей школы мы начали уже более года назад. Мы сознательно не торопились, чтобы найти тех самых людей, которые будут не только сильными педагогами, но и нашими единомышленниками.

На сегодня основной состав школы уже собран, идет финальная настройка образовательных программ. Без стеснения могу сказать, что мы собрали одну из лучших команд на рынке образования Москвы, многие педагоги являются лауреатами профессиональных российских и международных конкурсов.

— Когда планируется запуск школы?

— Начальная школа уже работает, и идет прием заявок на обучение с первого по десятый класс на 2024–2025 учебный год. С февраля мы начнем проводить тестирование и встречи с семьями учеников. Для нас принципиальное значение имеет качество вступительных испытаний, прозрачность договоренностей, общее понимание ценностей и ожиданий.

С 1 сентября 2024 года для младших, средних и старших классов откроется новый кампус, и это наша отдельная гордость. Более 18 тыс. кв. м функционального пространства. Помимо классов, в здании будет десять зон для индивидуальной работы, включая кулинариум, VR-лабораторию, научно-техническую лабораторию, студии звуко- и видеозаписи.

Архитекторы и дизайнеры приложили огромные усилия, чтобы эффективно использовать каждый метр площади. Например, в школе будет эксплуатируемая кровля, с помощью которой можно будет эффективно трансформировать пространство под различные задачи. Здесь же можно будет изучать работу альтернативных источников электроэнергии.

Наша школа — первая в стране, спроектированная по национальным стандартам экосертификации. Задачей архитекторов было достичь максимальной энергоэффективности здания. «Умная» система управления CO2 позволяет контролировать качество воздуха, что, конечно, положительно отражается на здоровье и успеваемости учеников.

Забота об экологии и окружающем мире — часть ежедневной жизни школы. С концепцией устойчивого развития дети знакомятся и в игровой форме, и в волонтерских проектах. Наши дети учатся сортировать мусор, правильно питаться, экономить электроэнергию, оптимизировать пространство.

Поделиться