Дистанционные и гибридные: какими стали деловые коммуникации к 2024 году

Обновлено 12 декабря 2023, 12:05

Об адаптации российских коммуникационных платформ под потребности бизнеса рассказал коммерческий директор «МТС Линк» Антон Телегин

— По оценкам CNews Analytics, 90% всех закупок решений видео-конференц-связи (ВКС) сегодня приходится на отечественные решения. Насколько это устойчивая тенденция?

— Доля российских ВКС-решений на фоне ухода с российского рынка иностранных компаний действительно продолжает расти. Как показало исследование, которое мы провели в третьем квартале 2023 года совместно с аналитическим центром TAdviser, исключительно российскими платформами видеоконференций пользуются уже 39% компаний. Лишь 1% участников исследования используют только зарубежные платформы. Далее: 60% респондентов исследования, в котором приняли участие технические директора из самых разных организаций — от промышленных и финансовых до вузов, используют ранее внедренные зарубежные ВКС и параллельно тестируют российские сервисы.

Крупный бизнес не рискует полагаться только на привычные для рынка иностранные коммуникационные платформы: нередки случаи их внезапного отключения, прекращения поддержки и отказов в продлении лицензий. Переход на российские сервисы для многих компаний оказался вынужденной мерой. Но доверие к ним растет. Бизнес убедился, что они стабильно работают. Кроме того, у отечественных решений есть и свои конкурентные преимущества перед зарубежными сервисами — в частности, ориентированность на локальный рынок и оперативная русскоязычная техподдержка.

— Как меняются требования к коммуникационным платформам? Не потеряли ли они актуальность после официального завершения пандемии и выхода большинства сотрудников в офис?

— Пандемия навсегда изменила наши представления о бизнес-процессах. Многие компании не стали отказываться от удаленки даже после снятия коронавирусных ограничений. Наше совместное с hh.ru исследование показало: если в разгар пандемии в 2021 году работать на удаленке предлагалось в 5,7% вакансий, то в 2023-м доля предложений о дистанционной занятости составила 6,7%. В самых цифровых отраслях, IТ и финансовом секторе, доля таких вакансий еще больше — 39,9 и 31% соответственно.

Конечно, компании стали требовательнее к ВКС-платформам: они набрались опыта работы с сервисами и сформулировали свои ожидания от них. Так, сегодня бизнес обращает внимание не только на качество и стабильность связи, но и на дополнительные возможности, удобство интеграции с существующей IТ-инфраструктурой. Эти тренды подтверждает исследование TAdviser, согласно которому самые востребованные функции коммуникационных платформ — это интерактивные инструменты для совместной работы: онлайн-доски, опросы и голосования, так думают 58% опрошенных. 57% респондентов отметили необходимость в функции распознавания речи с помощью искусственного интеллекта. 36% хотели бы совместно работать над документами во время онлайн-мероприятий.

Еще один важный тренд — повышение внимания к информационной безопасности. Применение современных протоколов шифрования, защита от DDoS-атак, двухфакторная аутентификация, хранение данных пользователей на территории России, возможность настроить единый вход SSO (Single Sign-On, или технология единого входа), интеграция с SIEM-системами (системами управления информационной безопасностью и событиями безопасности) — все эти вопросы крайне актуальны для бизнеса. Некоторые компании вообще разворачивают платформы на собственных серверах, стремясь обеспечить максимальную безопасность данных.

— В целом сервисы для видеосвязи есть сейчас в большинстве общедоступных систем и мессенджеров. В чем особенности ВКС-систем именно для бизнеса?

— Конечно, в обычной жизни можно ограничиться звонками в мессенджерах. Но бизнесу этого недостаточно. Компаниям необходимо проводить масштабные онлайн-мероприятия с сотнями участников, организовывать корпоративное обучение в онлайне. Сотрудникам нужно не просто общаться в мессенджерах, но и совместно работать над документами, записывать встречи, делиться этими записями с коллегами, иметь возможность получить текстовую расшифровку разговоров. Не просто проводить мероприятия, но и повышать их эффективность с помощью специальных инструментов.

В применении видео-конференц-связи для бизнеса количество сценариев использования платформ увеличивается во много раз. Например, многие наши заказчики сталкиваются с необходимостью проводить гибридные встречи, когда часть участников находятся в офисе, а часть подключаются дистанционно. С помощью общедоступных систем такое совещание провести не получится. Тут нужна определенная технологическая база. Мы уже позаботились о ней: сначала запустили интеграцию с ВКС-терминалами в переговорных комнатах по сетевому протоколу для управления сеансами связи — Session Initiation Protocol, или SIP, а осенью представили программное обеспечение и оборудование для гибридных мероприятий — модуль «Линк Rooms».

— Вы упоминали потребность бизнеса в интеграции коммуникационных платформ с IТ-инфраструктурой, какие возможности есть у вашего продукта?

— В этом году наша команда много работала над интеграцией с распространенными офисными приложениями, например с календарями «МойОфис», Gmail, Outlook. Кроме того, мы реализовали технологию единого входа SSO, в том числе через «Битрикс24», и расширили возможности совместной работы над документами и презентациями прямо во время встреч.

По данным Harward Business Review, переключение между приложениями занимает 9% от всего рабочего времени. Так что наша задача — сделать так, чтобы переход от одного вида общения к другому был максимально незаметным, а внедрение новых сервисов проходило быстро и просто.

— Какие возможности дают коммуникационные платформы для корпоративного образования?

— Сегодня многие крупные организации имеют собственные корпоративные университеты. Свою первую платформу мы создали в 2008 году именно для вебинаров.

Сегодня мы представляем целую экосистему сервисов для корпоративного обучения в онлайне: например, можно создавать собственные курсы и программы. Так, компаниям с филиалами, расположенными в разных часовых поясах, будут полезны автовебинары — предзаписанные лекции, во время которых участники могут в реальном времени оставлять вопросы спикеру в чате. Есть возможность делиться записями мероприятий с участниками, которые не смогли на них присутствовать. А встроенные аналитические инструменты позволяют оценить вовлеченность участников и понять, в какие моменты и почему она падала.

Корпоративные университеты часто используют возможность брендирования мероприятий, размещения логотипов и айдентики компании прямо в интерфейсе встречи или вебинара.

— Какие изменения в бизнес-модели заставили вас отказаться от бренда Webinar в пользу «МТС Линк»?

— Бренд Webinar перестал передавать всю суть нашего предложения. Конечно, вебинары остаются важной частью нашего продукта. Но сегодня наша платформа включает гораздо больше решений: это «Встречи», «Курсы», «Доски», «Чаты» и масштабные онлайн-мероприятия COMDI. Все эти сервисы развиваются как целостная коммуникационная экосистема для бизнеса. Новый бренд помог нам концептуально объединить наши решения и отразил метафору слаженной совместной работы.

Кроме того, наши новые название, логотип и стиль отражают связь с материнским брендом МТС. Мы стали частью экосистемы b2b-сервисов МТС в 2022 году. Обмен опытом с крупнейшей телеком-компанией позволил быстрее приближаться к нашей цели — созданию платформы унифицированных коммуникаций.

— Как вы видите развитие коммуникационных платформ через несколько лет? Какие факторы будут влиять на развитие этого рынка?

— Важным драйвером рынка ВКС должны стать инструменты на основе искусственного интеллекта (ИИ). Уже сейчас мы тестируем распознавание речи и автоматическую генерацию резюме встреч, различные рекомендательные системы для оценки эффективности мероприятий. Уверен, что применение ИИ будет расширяться.

Кроме того, будет расти унификация коммуникаций: востребованными будут платформы, которые объединят все виды делового общения, от сообщений до вебинаров, в одном интерфейсе. Полного возвращения в офисы ожидать не приходится, а унифицированные коммуникации способны сделать решение всех рабочих вопросов в онлайне даже эффективнее, чем в офлайне. Наша работа над интеграцией в единую платформу различных сервисов нацелена именно на это. Fortune Business Insights прогнозирует, что мировой рынок коммуникаций и инструментов совместной работы будет расти на 17,7% в год до 2030-го. По нашим оценкам, темпы роста рынка в России будут сопоставимы или даже выше.

Поделиться