Кризис — это окно возможностей: главное из интервью Татьяны Бакальчук РБК

Обновлено 19 декабря 2023, 11:44

Основательница одного из крупнейших российских маркетплейсов Wildberries Татьяна Бакальчук рассказала РБК об особенном пути компании, о взаимодействии с конкурентами и о том, как стать незаметным лидером

Михаил Гребенщиков / РБК
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК
  • О названии компании

«Когда мы только начали нанимать маркетологов, меня все ругали: «Зачем ты придумала такое труднопроизносимое для русского языка название? Не могла назвать «Купи одежду» или как-то еще? Даже сокращенное имя — wb.com — ты никогда не сможешь зарегистрировать, это Warner Bros». А я просто хотела красивое название, мне хотелось что-то необычное, стильное и запоминающееся. Wildberries сейчас уже слово нарицательное, даже есть цвет Wildberries».

  • О развитии бизнеса

«К нам периодически приходят банки и предлагают провести IPO. Но для нас IPO — неправильный путь развития. Когда у вас публичная компания, на что она работает? На то, чтобы были довольны ваши акционеры. Неважно, большие они или маленькие. Вы работаете над тем, чтобы стоимость акций не падала, а росла. А мы работаем над тем, чтобы улучшать жизнь миллионов людей. Это немножко разные вещи».

«Развитие бизнеса в России для нас в приоритете. Это мой KPI — я хочу, чтобы компания Wildberries осталась в истории как та, которая помогла становлению духа предпринимательства и развитию малого бизнеса в России. Мне будет достаточно».

  • О конкуренции и партнерстве

«Сейчас говорят о «большой пятерке» маркетплейсов — это мы, Ozon, «Яндекс», «Авито» и «Сбер». Несмотря на конкуренцию, за этот год мы очень сильно сдружились, и на будущий год у нас совместные грандиозные, серьезные, интересные планы. Мы понимаем: то, чем мы занимаемся, — не просто какие-то маркетплейсы или коммерция в электронном виде. Это новая экономика, и с ростом наших компаний появляются абсолютно новые вещи, например платформенная занятость».

  • О планах на будущее

«Единственное, что я могу сказать из текущей точки, — через десять лет мы станем еще больше, я надеюсь. Мы будем предоставлять еще больше услуг, присутствовать в большем количестве стран, расширять ассортимент, у нас будет большее количество логистических центров. Новое, чего у нас пока нет, но скоро появится, — это финтех. Но что произойдет на самом деле через десять лет — очень сложно предугадать. Может быть, там вообще будет что-то нереальное».

  • О собственной миссии

«Меня наши ребята иногда называют главным GR нашей компании: когда я знакомлюсь с новым регионом в нашей стране или с другой страной, мне важно почувствовать, чем мы можем быть им полезны. Меня спрашивают: «Какой у вас принцип или как вам удается расти?» Я в какой-то момент для себя поняла, что ты должен отдавать миру больше, чем ты от него получаешь. Стараться найти то, чем ему можешь быть полезен, и тогда получается химия».

«Я хочу быть лидером пятого уровня, когда твоя воля не ощущается, но все бегут в правильно заданном направлении сами, по доброй воле, 24 на 7. Но мне пришлось сделать откат с этого уровня: компания проходит непростой период, есть разброд и шатание, и потому моя воля сейчас очень сильно заметна. Не всем это нравится, но я все необходимое сделаю и буду стремиться обратно на пятый уровень».

Полная версия интервью РБК с основательницей маркетплейса Wildberries:

Поделиться