Транспорт Москвы и Подмосковья: что ждет жителей
Столичные и подмосковные власти продолжают развивать общественный транспорт в макрорегионе без оглядки на частные автомобили. Один из акцентов — на строительстве новых дорожных узлов и увеличении протяженности метро
В начале ноября 2023 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года (с прогнозом на период до 2035 года). Это ключевой документ, определяющий вектор развития транспортной отрасли на ближайшие пять лет. Согласно стратегии, между городами с суммарной численностью населения более 1,5 млн человек и расположенными в радиусе 250 км друг от друга «должна быть решена задача двухчасовой связанности».
Для московской агломерации транспортная составляющая особенно важна, потому что ее население постоянно увеличивается. По данным Института экономики города, в 2021 году население агломерации составляло 18,9 млн человек, а к 2030 году достигнет 19,2 млн человек. При этом большая часть жителей московской агломерации отдает предпочтение не личному, а общественному транспорту.
В столице 70% людей выбирают городской транспорт для ежедневных поездок, отмечал в мае текущего года заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. По его мнению, при этом число пассажиров, отдающих предпочтение общественному транспорту, будет расти в ближайшие 10–15 лет на 10–15%, причем в приоритете будут рельсовые виды, такие как метрополитен и Московские центральные диаметры (МЦД).
Железнодорожный транспорт общего пользования (именно к нему относятся МЦД) в московской агломерации становится все более востребованным год от года. В 2022 году в Москве им воспользовались 481 тыс. пассажиров: это почти на 8% больше, чем в 2021 году (447 тыс.), и на 50% больше, чем в 2012 году (320 тыс.), — таковы данные Росстата.
В Подмосковье в 2022 году железнодорожным транспортом воспользовались 276 тыс. пассажиров, это на 3% больше, чем в 2021 году (267 тыс.), но на 5% меньше, чем в 2012 году (291 тыс.).
Дальнейшее развитие общественного транспорта в московской агломерации предполагает решение в ближайшие годы сразу нескольких ключевых задач.
Развитие по Генплану
В ближайшей перспективе Москва будет развиваться по столичному Генплану, утвержденному еще в 2010 году, подчеркивает председатель комитета по цифровизации градостроительной деятельности, проектированию и пространственному развитию Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ) Андрей Шишкин.
Основное направление развития транспорта по Генплану сводится к тому, чтобы рассредоточить людские потоки по новым пересадочным узлам и линиям. Для этого предусмотрено формирование нового пересадочного контура хордовых линий метро, строительство новых путей и использование внутригородских ж/д коридоров (проект МЦД), а также массовое строительство пересадочных узлов и перехватывающих парковок. «Фраза из Генплана про сдерживание роста автомобилизации указывает на намерение пересадить автомобилистов в общественный транспорт», — отмечает эксперт.
При этом у столицы также есть несколько ключевых направлений развития скоростного транспорта, совместных с Московской областью. Первое — это запуск МЦД. В дополнение к действующим линиям в 2026 году планируется ввести в строй пятый диаметр D5, который охватит весь северо-восток московской агломерации и пройдет на юге до Домодедово. Таким образом, до 2027 года удобный и быстрый транспорт, помимо Домодедово, получат жители Мытищ, Королева, Ивантеевки, Щелково, Пушкино и Фрязино.
«В плане развития метро наибольшая плотность станций запланирована в Новой Москве, метрополитен дойдет до Троицка, а также охватит Внуково, Щербинку, Остафьево и Алхимово», — рассказывает Андрей Шишкин. Он дополняет, что удобным транспортом также планируется обеспечить жителей ближайшего Подмосковья на западе и северо-западе: в обозримой перспективе метро получат жители Архангельского и Путилково.
Главные дороги
Сегодня общественный транспорт в московской агломерации представлен не только рельсовыми видами, такими как метро, МЦК и МЦД. Важную роль в перевозке пассажиров также играют автобусы и электробусы, передвигающиеся по автомобильным дорогам. Поэтому новое дорожно-мостовое строительство тоже имеет непосредственное отношение к общественному транспорту столичного региона.
На протяжении 2023 года на территории агломерации велось сразу несколько ключевых дорожных проектов. Среди них Андрей Шишкин особо выделяет Южную рокаду, развязки на МКАД и Московский скоростной диаметр (МСД) — магистраль протяженностью 68 км. «МСД пройдет от Бусиновской развязки до Варшавского шоссе с ответвлением в сторону будущей федеральной трассы до Казани. При этом основной участок трассы уже введен в эксплуатацию», — говорит эксперт.
Введение в московской агломерации новых дорожных объектов, таких как основной участок МСД, Северо-Восточная хорда (СВХ) и проспект Багратиона, позволило разгрузить МКАД и ТТК, добавляет заместитель гендиректора транспортной IT-компании «РОСА» Александр Попов. «Проектную работу в столице отличает то, что в ней применяются самые современные решения по моделированию дорожной сети, а также установке интеллектуальных светофоров с детекторами. Они обеспечивают бесшовную интеграцию новых дорог в существующую дорожную сеть», — подчеркивает он.
Проплывая по Москве
Московская агломерация развивает сегодня не только наземный, но и водный транспорт. Одним из столичных символов 2023 года стали речные электрические суда с двигателями российского производства, напоминает Андрей Шишкин. Они были запущены 20 июня по первому регулярному речному маршруту «Киевский» — «Сердце столицы».
Итоги эксплуатации новых электросудов в столичном департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры подвели 21 ноября. Согласно данным ведомства, за пять месяцев пассажиры совершили на новом для столицы транспорте более 300 тыс. поездок. Электрические суда совокупно прошли около 70 тыс. км, выполнив около 10 тыс. рейсов. «В дальнейшем маршруты речного транспорта в Москве будут продлены, а причалы будут вводиться постепенно, с учетом ведущейся застройки и по мере готовности набережных», — говорит Андрей Шишкин.
Запуск электросудов (а ранее — электробусов) ложится в общий тренд электрификации столицы, который со временем должен привести к развитию соответствующей инфраструктуры в мегаполисе, считает доцент кафедры Управления транспортными комплексами Государственного университета управления (ГУУ) Артем Меренков. Для того чтобы удовлетворять свои потребности в этом плане, Москва сегодня создает собственную производственную базу. В частности, произошла перезагрузка автомобильного завода «Москвич», а также был заложен завод по производству аккумуляторных батарей для электромобилей.
Выполнение как этой, так и других задач по развитию общественного транспорта требует притока в отрасль квалифицированных специалистов.
По словам Артема Меренкова, сегодня транспортный комплекс Москвы активно продвигает свой HR-бренд, стараясь привлекать молодые кадры. «Функционируют профильные учреждения среднего профессионального образования, а в вузах ведется подготовка специалистов для транспортного комплекса», — отмечает Меренков. Обеспечение кадрами — это важный тренд транспортной сферы столицы на ближайшие годы, заключает эксперт.