Фабрика реакторов: как развивается атомная энергетика
Уран против углерода
В итоговую резолюцию Конференции ООН по вопросам изменения климата COP28, которая прошла в декабре 2023 года в Дубае, было впервые внесено обязательство двухсот стран-участниц снижать потребление не только угля, но и нефти с газом в целях борьбы с глобальным потеплением. Альтернатив сжиганию ископаемого топлива немного: возобновляемые источники энергии и атомная энергетика.
То, что АЭС могут быть эффективным способом снижения углеродного следа энергетики, международные чиновники отмечают все чаще. «Атомная энергия представляет собой источник низкоуглеродной энергии и тепла, который может способствовать достижению углеродной нейтральности. За последние 50 лет использование атомной энергии позволило сократить глобальные выбросы примерно на 74 гигатонны, что эквивалентно суммарному объему глобальных выбросов, связанных с энергетикой, примерно за два года», — говорится в докладе Европейской экономической комиссии ООН.
По статистике МАГАТЭ (ежегодный доклад «Ядерные энергетические реакторы в мире», август 2023 года), действующие атомные станции имеют сегодня суммарные мощности в 371 ГВт, причем с 2012 по 2022 год они выросли более чем на 20 ГВт (на 5,8%). И темп ввода новых мощностей увеличивается: только в 2022 году чистый прирост составил 4,1 ГВт, что вдвое больше, чем в среднем за десятилетие.
Всемирная ядерная ассоциация (WNA) разработала инициативу «нулевых выбросов ядерной индустрии», направленную на трехкратное увеличение ядерной генерации к 2050 году. Этот документ был представлен там же, на COP28, и подписан крупнейшими мировыми атомными компаниями, включая «Росатом».
В некоторых обществах настороженное отношение к ядерной энергетике сохраняется, например в Японии и Германии, где закрылась последняя АЭС, отмечает Валерий Семикашев, заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Однако, отмечает эксперт, во множестве других стран отношение к мирному атому нейтральное и даже положительное: атомная энергетика рассматривается как едва ли не единственный способ обеспечить растущие потребности глобального Юга в низкоуглеродной электроэнергии.
«Рынок строительства реакторов следует оценивать исходя из примерной стоимости энергоблока в $5 млрд, — рассуждает Валерий Семикашев. — С учетом запланированного количества энергоблоков их суммарная стоимость — $300–400 млрд. Эту сумму нужно разделить на 12–15 лет, в течение которых станции будут возведены, то есть речь идет об объеме заказа в год $30 млрд».
Энергоблоки на конвейере
Уже в 2022 году «Росатом», по данным госкорпорации, смог нарастить зарубежную выручку до $11,2 млрд, а в 2023 году ожидается ее рост еще на 25%, до $14 млрд, сообщалось в ноябре. В компании отмечают, что оба показателя являются историческими рекордами.
Санкции мешают лишь в незначительной степени, отмечают эксперты. «Санкции не могут оказать блокирующего действия, так как российские предприятия способны производить все ключевое оборудование для АЭС, — говорит главный редактор отраслевого портала Atominfo Александр Уваров. — Пример — февральский запрет властей Бангладеш на заходы в порты этой страны российских судов, попавших под санкции. Запрет в итоге не сказался на графике строительства блоков АЭС «Куданкулам» в Индии, так как для поставок оборудования были найдены иные маршруты». Основные проблемы от санкций — в европейских странах, говорит Валерий Семикашев: «Санкции повлияли на финский проект (в 2022 году Финляндия отказалась от сотрудничества с «Росатомом» в строительстве АЭС «Ханхикиви-1». — РБК). Но это меньшая часть внешнеторгового бизнеса «Росатома», основные заказы изначально размещались в странах, которые сегодня не участвуют в санкционной политике».
Александр Уваров перечисляет основные направления зарубежной активности «Росатома» в 2023 году: для АЭС «Эль Дабаа» в Египте запланированы к возведению сразу четыре энергоблока по 1,2 тыс. МВт каждый. Начаты подготовительные работы по строительству двух новых энергоблоков (также по 1,2 тыс. МВт) на АЭС «Пакш» в Венгрии. Наконец, идет строительство АЭС «Аккую» в Турции (крупная станция на четыре энергоблока, призванная закрыть 10% энергетических потребностей страны), первый блок которой на днях получил разрешение на ввод в эксплуатацию. И в ноябре после сдачи второго энергоблока завершено строительство Белорусской АЭС, которая стала первым полностью реализованным зарубежным проектом «Росатома», оснащенным флагманскими реакторами ВВЭР-1200. Они, утверждают в госкорпорации, соответствуют постфукусимским требованиям к безопасности и имеют проектный срок службы до 80 лет.
МАГАТЭ указывает, что в мире действуют 411 реакторов, а в разной стадии строительства находятся еще 58 — и когда они войдут в строй, это добавит к сегодняшней генерации еще примерно 60 ГВт, или 16%. Из этого объема строящихся энергоблоков 20 возводятся в Китае силами китайских же предприятий. В портфеле «Росатома» 22 проекта, и его суммарная стоимость, по словам генерального директора госкорпорации Алексея Лихачева, составляет около $200 млрд. Долю «Росатома» на рынке экспорта АЭС глава компании оценивает в 88%, отмечая, что в этом году компания изготовила рекордное для российской атомной промышленности количество комплектов реакторного оборудования — пять (против трех в советское время).
«Росатом» в 2023 году трансформировался в фабрику по производству реакторов», — отмечал Алексей Лихачев.
Экспортные позиции
Александр Уваров поясняет, что госкорпорация научилась серийно производить свой флагманский реактор — ВВЭР-1200 — в короткие и, главное, предсказуемые сроки. «Для заказчика важно, сколько проектов было сделано производителем, это снижает шансы на то, что «поедут» сроки и стоимость», — говорит эксперт.
Другим фактором, который привлекает внимание к российским подрядчикам, является стоимость реакторов: поскольку проект ВВЭР-1200 многократно опробован, затраты на его реализацию предельно оптимизированы, добавляет Валерий Семикашев. При строительстве АЭС «Аккую» реализована модель Build-Own-Operate: по окончании строительства «Росатом» продолжит владеть станцией и эксплуатировать ее.
Александр Уваров подчеркивает особенности «Росатома»: «В России это госкорпорация, в состав которой входят все нужные подразделения. У американцев в атомной отрасли — частные компании, каждая со своей специализацией, им, чтобы что-то построить, нужно в консорциумы объединяться, а это не всегда получается удачно».
«Анализ экономической деятельности компании «Росатом» позволяет сказать, что ее доля в высокотехнологическом экспорте России (26,5% — по данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 2022 году) демонстрирует лидерство в сегменте», — считает председатель правления АНО «Совет по развитию внешней торговли» Максим Черешнев. Причем в 2013 году эта доля, по словам эксперта, составляла 15,7% и последнее десятилетие постоянно росла. И, вероятно, продолжит увеличиваться, отмечают эксперты.
Так, по данным Всемирной ядерной ассоциации, к 2040 году объем атомной генерации в мире планируется довести до 686 ГВт, что примерно в 1,7 раза выше текущего уровня. В том числе за счет атомных станций малой мощности (АСММ). «Росатом» в Якутии в 2023 году начал строить АСММ в Усть-Куйге, на Чукотке уже четыре года работает плавучий энергоблок «Академик Ломоносов», которые вместе с опытом строительства больших АЭС являются серьезной заявкой на сохранение лидерства «Росатома» в высокотехнологичном экспорте.