Почему InsurTech становится главным трендом развития страховой индустрии
Генеральный директор группы «Ренессанс страхование» Юлия Гадлиба — о том, как учатся работать с ИИ отечественные компании
Основная функция страхования в будущем не изменится — помогать клиентам избегать риска. Но компаниям, чтобы выжить, придется пройти путь от провайдера типовой услуги до полноценного партнера и консультанта. Проблема в том, что цифровизация каналов продаж и развитие систем скоринга рисков делают страховые продукты все более похожими друг на друга — они становятся тем, что называют commodity. Есть риск, что конкурировать в этой ситуации игрокам придется только за счет цены. При таком сценарии количество игроков должно сильно сократиться.
Другой путь — дифференцировать бизнес, предлагать клиентам уникальные решения, максимально учитывающие их потребности, вместо коробочных продуктов. И это потребует внедрения технологий ИИ.
Исследование PwC «Страховая индустрия в 2030 году» выделяет как минимум пять трендов, которые наиболее продвинутые игроки начали осваивать уже сегодня.
Первый тренд — это клиентоцентричность и искусственный интеллект. Некоторые компании предлагают подписку на страховые продукты с максимально гибкими условиями. Все большую роль в формировании предложения играет искусственный интеллект, который выявляет потребности клиентов, предлагает персонифицированные лайфхаки, сформированные на основе анализа группы клиентов с аналогичными характеристиками. Это позволяет также предложить сопутствующие продукты, такие как накопительное страхование или ДМС. Кроме того, генеративные AI заменяют простейшие чат-боты, чтобы повысить качество общения и разгрузить call-центр.
Второй тренд — расширение границ базовых сервисов. Конфигурация страховых компаний с точки зрения направлений работы во многом определяет их стратегию развития. Так, компании с крупным бизнесом в сфере страхования жизни расширяются за счет комплексного управления благосостоянием. Страховые с историческим фокусом на управление имущественными рисками стараются искать новые ниши вокруг этого направления. Например, чтобы усилить позиции в сегменте ДМС, где мы исторически в числе лидеров, наша компания после пандемии запустила онлайн-сервис по управлению здоровьем Budu, объединяющий преимущества дистанционного медицинского обслуживания и классического очного приема.
Далее — бесшовные продажи через партнеров и on demand. Усиливается коллаборация с нестраховыми партнерами: банками и розничными продавцами. Более того, страховщики стараются бесшовно продавать страхование в момент покупки (on demand) автомобиля, гаджета или недвижимости. Например, когда клиент покупает в приложении ретейлера телефон и выбирает продленную гарантию, он получает эту услугу, скажем, от «Ренессанс страхования». Наше техническое решение Open API позволяет бесшовно встраиваться в приложение нашего партнера.
Еще один тренд — это совместное с клиентом использование аналитики. Широкое применение различных трекеров и датчиков для мониторинга объектов страхования позволяет лучше понимать риски и снижать страховые премии для клиента. Например, у нас есть приложение для директоров по персоналу, в котором они видят дашборды по использованию ДМС сотрудниками. Это позволяет им оперативно вносить изменения в страховые программы.
Наконец, пятый тренд — превентивная работа с рисками, инициативы в области устойчивого развития. Например, при страховании имущества мы бесплатно проводим аудит предприятий и составляем детальный план по снижению рисков. Корпоративным клиентам по ДМС доступны паспорт здоровья, возможность провести чекап, профилактика и другие полезные опции.
Страховой рынок России в первой половине 2023 года вырос на 24% по сравнению с первым полугодием 2022-го. Это произошло преимущественно благодаря страхованию жизни, обеспечившему почти 60% прироста, а также каско и ОСАГО, страхованию от несчастных случаев. Рынок поддержали, в частности, рост объемов кредитования, увеличение доступности новых автомобилей и расширение тарифного коридора автогражданки. По итогам 2023 года темпы роста составят 12–14%, а сборы могут достичь 2,1 трлн руб., прогнозирует «Эксперт РА».
В 2024 году драйверами роста станут: расширение сегмента ОСАГО по мере ужесточения контроля за нарушителями через видеорегистрацию, продолжающееся обновление автопарка, рост торговли и повышение стоимости грузов, рекордный ввод в строй новых квадратных метров и увеличение интереса потребителей к вторичному рынку жилья, а также рост спроса на продукты ДМС у работодателей для улучшения социальных пакетов сотрудников в связи с ростом конкуренции за таланты. Курс на повышение ключевой ставки ЦБ РФ, с одной стороны, замедляет кредитование, но с другой — позволят нам наращивать доходы от инвестиционной деятельности. Поэтому эффект скорее нейтральный.
Рывок в развитии технологий онлайн-продаж и удаленного обслуживания клиентов, который рынок сделал с 2020 года, привел к тому, что любые массовые виды страхования теперь можно оформить дистанционно. Следующий этап — сокращение затрат и повышение качества обслуживания за счет использования ИИ, машинного обучения и компьютерного зрения, а также применения чат-ботов. Но хотя уровень развития чат-ботов страховщиков по экспертным оценкам и опередил ряд банков, масштабы их использования пока остаются низкими. Так, голосовых помощников на основе ИИ на рынке единицы. А ведь качественные чат-боты разгружают call-центры. Освободившихся сотрудников можно переучить под новые задачи, поэтому риска роста безработицы от внедрения ИИ нет.
В индустрии продолжается также ускоренный процесс импортозамещения, чтобы получить возможность полагаться на отечественное ПО. Но часть разрабатываемых сейчас решений могут быть предложены рынку как самостоятельные продукты, это, по сути, новый бизнес для страховщиков. Например, мы рассматриваем возможность вывода на рынок нашего Open API. Оно может быть полезным для онлайн-продавцов дорогих товаров, таких как мебель, бытовая техника.
Я жду усиления конкуренции на страховом рынке, несмотря на то что его объем, по прогнозам, будет расти двузначными темпами. Выиграет тот, кто найдет способ удержать клиента в своей экосистеме, повысить частоту контактов с ним.