«Зеленый» свет: как ESG развивается в разных отраслях российского бизнеса
Представители многих отраслей российского бизнеса приняли ESG-стратегию и следуют по пути устойчивого развития. Это позволяет им создать положительный имидж компании и повышать уровень жизни в регионах присутствия
Несмотря на глобальные вызовы, с которыми российский бизнес столкнулся в последние годы, представители таких отраслей как металлургия, агропром, телекоммуникации, строительство, ретейл, ИТ и других приняли ESG-стратегию и успешно придерживаются пути устойчивого развития.
Среди главных преимуществ следования зеленой повестке компании выделяют позитивное влияние на имидж бренда, повышение инвестиционной привлекательности, а также появление инструментов сокращения производственных издержек, минимизацию экологических рисков и более эффективную работу с кадрами. У социально ответственного бизнеса есть и поддержка со стороны государства.
Больше по теме корпоративной социальной ответственности читайте в специальном сюжете РБК к ежегодному форуму Ассоциации менеджеров «Дело в людях».
Преимущества ESG
Новые поколения потребителей и соискателей осознанно выбирают бренды, занимающие активную социальную и экологическую позицию, отмечают в МТС. В компании ежегодно реализуют более 500 ESG-программ и комплексных проектов в области развития современной безопасной среды, ИТ-образования, поддержки инклюзивных инициатив и повышения качества жизни различных сообществ за счет внедрения цифровых решений. «Это позволяет нам поддерживать HR-бренд, формировать актуальное позиционирование бренда и создавать конкурентоспособные продукты за счет автоматизации процессов, привлечения инклюзивных команд и сети эффективных партнерств», — отмечает руководитель центра социальных и благотворительных программ МТС Ольга Юркова.
Компания, работающая в рамках ESG, всегда будет выглядеть в глазах контрагентов и инвесторов более привлекательной при прочих равных условиях, считают в агрохолдинге «Степь». Кроме того, внедрение технологий, являющихся частью ESG-политики, помогает сокращать растущие издержки. «ESG — действенный инструмент контроля, прогнозирования и учета погодных факторов, для нас как для сельхозпроизводителя это актуально», — подчеркивает генеральный директор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко.
Группа «Эталон» утвердила политику в области ESG в 2021 году. В результате компании удалось снизить показатели травматизма сотрудников и оцифровать собственный углеродный след. «ESG-повестка всегда была для нас инструментом совершенствования внутренних процессов на этапах проектирования, строительства и эксплуатации зданий. Мы видим, что ее развитие становится тенденцией в строительной отрасли», — отмечает начальник отдела взаимодействия с инвесторами и устойчивого развития «Эталон» Мария Бевзюк.
Забота об экологии
Благодаря устойчивому развитию бизнес улучшает экологию России. В группе компаний (ГК) Natura Siberica, которая запланировала переход к полноценной ESG-стратегии на 2024 год, отмечают, что ответственное отношение к окружающей среде всегда было частью философии бренда. «Мы вносим вклад в восстановление лесов в Сибири, реинтродукцию редких растений-эндемиков в дикую природу и восполнение биоразнообразия в различных регионах страны. Выпуск экологичных продуктов — приоритет нашего развития», — рассказывает генеральный директор ГК Natura Siberica Феликс Либ.
Почти вся упаковка Natura Siberica изготовлена из перерабатываемых материалов, а в розничных магазинах используются пакеты, которые изготовлены из 70% переработанного вторсырья, добавляет он.
В ESG-стратегию компании «Северсталь», которая утвердила стратегию устойчивого развития до 2030 года в феврале 2023-го, вошли пять экологических целей на среднесрочную перспективу, включая сокращение воздействия на окружающую среду и повторное использование ресурсов. Кроме того, компания участвует в федеральном проекте «Чистый воздух». «Мы планируем снизить объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по сравнению с уровнем 2017 года на 13% до 2025 года, а также намерены сократить интенсивность выбросов парниковых газов по сравнению с уровнем 2020 года на 10% до 2030 года», — подчеркивает генеральный директор компании «Северсталь» Александр Шевелев.
«Северсталь» поддерживает цели Парижского соглашения и предпринимает шаги по ограничению роста средней температуры планеты, повышению устойчивости и адаптации к последствиям изменения климата.
Агрохолдинг «Степь» является участником Лиги зеленых брендов. В прошлом году компания реализовала масштабный проект по созданию лесозащитных полос. Урожайность пшеницы на них вырастет в среднем на 10% в перспективе ближайших пяти лет благодаря тому, что леса препятствуют ветровой эрозии почв и удерживают влагу.
В торговой сети «Пятерочка» устанавливают фандоматы и электрозаправки рядом с магазинами, стимулируют покупателей отказываться от пакетов, а также переходят с печатных чеков на электронные.
Ключевая инициатива ООО «Роквул» — переработка отходов из каменной ваты с собственных производств и строительных площадок предприятий агропромышленного сектора. Начиная с 2022 года все заводы компании в России принимают на переработку обрезки фасадных и кровельных плит со стройплощадок, а также остатки субстратов каменной ваты Grodan. «По расчетам специалистов, с помощью рециклинга каменной ваты выбросы СО2 могут быть снижены на 10%», — говорит начальник отдела развития продукта и управления качеством «Роквул» Григорий Громаков.
Sitronics Group в этом году приняла стратегию в области устойчивого развития до 2025 года, сфокусировавшись на 8 самых актуальных направлениях, одно из которых — экологическое. Уже несколько лет компания активно внедряет зеленые технологии. «У нас есть проекты развития электрозарядной инфраструктуры и электрификации наземного и водного транспорта, производства пассажирских электросудов», — подчеркивает директор по корпоративным коммуникациям Sitronics Group Милена Симонова.
Корпоративное управление
Российские компании ежегодно индексируют заработную плату, предоставляют работникам соцпакет и корпоративное обучение. Компания «Северсталь» запланировала на этот год реализовать более 300 проектов в области корпоративной социальной ответственности на общую сумму свыше 3,1 млрд руб. В этом году в она полном объеме произвела ежегодное повышение зарплаты сотрудников. «Теперь размер среднего заработка у нас составил около 117 тыс. руб. — это один из лучших показателей в отрасли. В целом за три года средняя зарплата в компании возросла на 30%, а общий бюджет повышения в 2023 году составил более 7 млрд руб.», — рассказывает Александр Шевелев.
Кроме того, «Северсталь» предоставляет полный соцпакет, запустила комплексную программу благополучия для работников и членов их семей, а также заботится о снижении травматизма.
В Natura Siberica действует непрерывная модель обучения сотрудников. Программы корпоративного образования проходят более 50% от общей численности персонала.
Забота о работниках через программу обучения и развития талантов, создание комфортной среды для самореализации в IT — одно из направлений устойчивого развития в Sitronics Group.
Социальная ответственность
По всей России активно реализуются проекты, направленные на улучшение качества жизни и поддержку благотворительности. В торговой сети «Пятерочка» все инициативы устойчивого развития объединили в один проект — «Пятерочка с заботой». Сюда входят «Корзина доброты» и фудшеринг, поиск пропавших людей с помощью «Островка безопасности», развитие местных сообществ и культуры добрососедства, забота об экологии, а также уроки здорового питания для детей.
«Х5 Group, в которую входит «Пятерочка», утвердила стратегию устойчивого развития в конце 2019 года, определив четыре глобальные цели: поддержка местных сообществ, содействие здоровому образу жизни, ответственному потреблению и использованию ресурсов, обеспечение достойных условий труда и равных возможностей», — рассказывает руководитель устойчивого развития торговой сети «Пятерочка» Алина Юхневич.
Значительные средства на улучшение качества городской среды в регионах присутствия выделяет компания «Северсталь». Это проекты по благоустройству городов и поселков, финансированию строительства дорог, образовательных и спортивных учреждений, объектов культуры и здравоохранения. «Кроме того, мы поддерживаем работу благотворительных и других общественных организаций, расширяем корпоративное волонтерское движение. Так, в этом году направили более 1,5 млрд руб. на проекты благоустройства среды в рамках комплексного проекта развития Череповца», — рассказывает Александр Шевелев.
Natura Siberica также поддерживает благотворительные организации, больницы и фонды, а также культуру, выставочное и театральное искусство.
Государственная поддержка
Один из ярких примеров сотрудничества государства с бизнесом в рамках госпроектов — это возврат социальных инвестиций в случае успешности проекта и его реального положительного влияния на общество, говорит Алина Юхневич. «Пятерочка» стала одной из первых крупных компаний, принявших участие в новой схеме. Совместно с центром семейной медицины мы ведем в Свердловской области социальный проект коррекции веса у детей и предотвращения развития диабета. Сейчас в нем 500 участников, некоторые уже достигли нужных показателей. Если к концу 2024 года вес снизится у всех детей, то государство возместит нам стоимость реализации этого проекта», — отмечает она.
Мария Бевзюк называет другие инструменты — программы субсидирования проектного финансирования зеленых проектов в нескольких регионах, зеленые и социальные облигации. «Думаем, дальнейшее расширение поддержки устойчивых инициатив со стороны государства и общества может ускорить развитие ESG-повестки в девелопменте», — подчеркивает эксперт.