Какие особенности и риски продуктового рынка выявило подорожание яиц
Анализ причин роста стоимости куриных яиц в конце минувшего года позволяет выявить системные риски, характерные не только для птицеводства
Инфляция, раскрученная осенью прошлого года после роста цен на топливо и зерно, отразилась на стоимости всей потребительской корзины, в том числе набора базовых продуктов. По данным Росстата, за 2023 год рост цен на продовольственную группу товаров потребительской корзины в целом составил 4,4% (непродовольственная часть корзины выросла на 4,2%, услуги — на 10,4%). Лидером роста стали куриные яйца, подорожав за год на 61,4%. Для сравнения: охлажденные и мороженные куры выросли в цене на 27,7%, плодоовощная продукция — на 24,2%, мороженная неразделанная рыба — на 9,1%.
Причины аномального роста цен на яйца имели в своей основе комплекс факторов — как общеэкономических и отраслевых, так и связанных с особенностями регулирования продуктовой розницы. Эти факторы могут определить возможные сбои в ценообразовании и на другие продукты потребительской корзины, считают опрошенные «РБК Отрасли» эксперты.
Как ажиотажный спрос стимулирует рост цен в России
Яйца, как самый доступный для населения животный белок, отчасти замещают собой потребление мяса или рыбы. Поэтому, по словам руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, средний по России уровень потребления яиц (290 штук на человека в год) в целом превышает рекомендуемую норму (265 штук).
Кроме того, для рынка яйца характерно сезонное подорожание в осенний период, отмечают в Российском птицеводческом союзе (Росптицесоюз). В 2023 году его усилил повышенный спрос населения, заявила на конференции «Агротренды России 2023–2024» заместитель гендиректора Росптицесоюза Елена Степанова. Потребительский ажиотаж — часть российской ментальности, считает Сергей Юшин.
Обеспеченность собственным производством куриного яйца, по расчетам аналитиков Евразийского банка развития, в России достигает 98%, что выше среднего по евразийским странам, но ниже, чем в Белоруссии, где этот показатель составляет 128%. Отечественные сельхозпредприятия показывали ежегодный рост, и, по данным Росстата, по итогам 11 месяцев 2023 года объем рынка достиг 34,8 млрд штук. Однако резервы повышения мощностей производства в птицеводстве были исчерпаны, полагает генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Предложение стало отставать от увеличивающегося спроса.
Опыт пандемии показал, что ажиотажному спросу подвержены такие категории продуктов, как мясные консервы, крупы, рис, макаронные изделия, сахар, соль и др. Как ранее заявляли в Руспродсоюзе, в начале 2022 года ретейл увеличивал объемы заказов продуктов по этим позициям.
По данным аналитической компании NielsenIQ, в начале 2022 года продажи продуктов действительно достигли пандемийного пика. Однако затем произошло охлаждение спроса: около трети потребителей покупали в меньшем количестве свежую рыбу и морепродукты (28% придерживались такой стратегии экономии), свежего мяса и курицы (29%), фруктов и овощей (35%). Тем не менее цены продолжили расти.
Ключевая ставка и курс валют: как общеэкономические факторы влияют на рост цен
Разбалансировка спроса и предложения на рынке усугубляется снижением рентабельности производств в силу высокой стоимости кредитных средств, говорят эксперты.
Ровно это и произошло в птицеводстве. Давление общеэкономических факторов на отрасль увеличило расходы птицефабрик на операционную деятельность, говорит Сергей Юшин: «Российское аграрное чудо, когда страна стала нетто-экспортером куриного мяса и яйца, было основано на многомиллиардных краткосрочных кредитах бизнесу, которых в силу бюджетной ограниченности не стало хватать на всех».
Нехватка собственных средств — системная проблема для всего агропромышленного сектора, отмечают эксперты. «Выросла потребность предприятий отрасли в доступном механизме субсидирования процентной ставки и субсидирования развития инфраструктуры для новых производств», — говорит генеральный директор УК «ГК «Ратимир» Алексей Ткачев.
Напомним, что в августе прошлого года из-за повышения ключевой ставки выдача льготных кредитов приостанавливалась. К тому моменту с начала 2023 года уже были одобрены кредиты на 664 млрд руб. Осенью правительство РФ в срочном порядке изыскивало дополнительные 55 млрд руб. на обслуживание текущих обязательств и возобновление программы кредитования.
О возросших затратах и недостаточности мер поддержки можно судить по ряду регуляторных инициатив отраслевых ассоциаций. Так, Росптицесоюз, объединяющий более 250 птицефабрик, обратился в начале 2024 года в Минсельхоз с просьбой включать возросшие затраты на строительство, реконструкцию и модернизацию птицефабрик в программу возмещения прямых затрат, а также субсидировать создание инфраструктурных объектов, коммуникаций и дорог. Союз призывает увеличить лимит привлечения краткосрочных льготных кредитов на одного заемщика с 600 млн до 1,5 млрд руб. в год и выделять землю в приоритетном порядке для строительства новых птичников.
Как подорожавшая логистика отражается на цене
За последние два года для всех сегментов продовольствия увеличились и затраты на транспортировку из-за роста валюты к рублю тех стран, из которых импортируются масла и запчасти для автотранспорта, отмечают агропроизводители. Выросли и сроки доставки железнодорожным транспортом внутри стран, говорит Алексей Ткачев. Например, производители отдаленных территорий Дальнего Востока, по его словам, вынуждены формировать существенные складские запасы, что при текущей ключевой ставке повышает себестоимость продукции.
Так, именно из-за логистического фактора и заложенной изначально в цену маржинальности темп роста стоимости на яйца в регионах был неравномерным, говорит управляющий директор, руководитель группы корпоративных рейтингов АКРА Екатерина Можарова.
Из-за удорожания целого ряда составляющих себестоимости — транспортных тарифов, расходов на персонал, запчастей — в прошлом году росли расходы производителей хлеба, сообщали ранее в Руспродсоюзе. Вместе с тем, хоть и в пределах инфляции, цена на хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки в результате тоже увеличилась на 5%.
Нехватку кадров в сельском хозяйстве оценивают в 30%, по данным Национальной мясной ассоциации.
Насколько Россия зависит от импортных продуктов
Зависимость российских птицефабрик от импортных премиксов, ветеринарных препаратов и инкубационного яйца, которые можно приобрести зачастую только по параллельному импорту с усложнившейся логистикой, высоким валютным курсом, комиссиями при оплате, — еще один серьезный фактор аномального роста цен на яйца и курятину в сравнении с другими категориями продуктов, отмечают эксперты.
Причиной дефицита на рынке куриного яйца мог, например, стать переход некоторых фабрик на более рентабельное бройлерное производство, говорит Алексей Ткачев: «Это приводит к росту себестоимости, поскольку значительно сокращается сохранность поголовья, что также приводит к снижению объема выпуска готовой продукции».
При этом птицеводство в целом, по словам Алексея Ткачева, зависит от импортных пород: «Существует дефицит в воспроизводстве собственной генетики по птицеводству. Птицефабрики, у которых нет собственного родительского стада для производства мясного бройлера, завозят прародителей из-за рубежа, и это один из возможных элементов внешнего давления на продовольственную безопасность страны».
Если ранее бoльшая часть импорта кормовых добавок шла из стран Евросоюза, то сейчас отечественные производители переориентируются на поставщиков из Китая и Юго-Восточной Азии, что приводит к увеличению себестоимости производства, говорит юрист компании «Сапожников и партнеры» Анастасия Пастущик.
Собственное производство кормов зависит от поставок белковых и витаминных добавок, 50% которых приходится на импорт. Важный для отрасли элемент комбикорма метионин, например, за три месяца вырос в цене на 65%, подтверждает Сергей Юшин.
Доля импортных ветеринарных препаратов на рынке составляет практически 50%, кокцидиостатиков — до 80%, приводит данные Анастасия Пастущик.
Аналогичная зависимость от импорта производства высокотехнологичных кормов, премиксов, племенных и семенных материалов в смежных подотраслях может оказывать давление, например, в секторе крупного и среднего мясного животноводства, отмечает директор компании «S+Консалтинг» Александр Силаков. Но в силу более длинного производственного цикла, по его словам, рост цен на мясо будет не столь существенным и резким по динамике.
Говядина и свинина за минувший год подорожали на 6,5 и 14,2% соответственно, по данным Росстата.
При этом, помимо обнуления пошлины для импортеров куриных яиц в РФ, регулятор продлил на 2024 год тарифную льготу и для отдельных видов мяса крупного рогатого скота в объеме 100 тыс. т, напоминают аналитики из компании «Сапожников и партнеры». Это позволит увеличивать импорт говядины при необходимости.
Риск сбоя существует и в области производства плодоовощной продукции, где сильна зависимость от импортных семян, считают в «INFOLine-Аналитике». Как писал ранее РБК, регионы-производители уже столкнулись с их нехваткой перед весенней посевной: Астраханская область обеспечена посевным материалом томатов только на 70%, Волгоградская область только на 20% обеспечена семенами моркови и лука.
Как влияет наценка ретейла
Еще одной причиной серьезного роста цен на яйца стала ценовая политика торговых сетей, считают эксперты.
«Взрывной рост цен не характерен для российского ретейла, в том числе благодаря тем мерам, которые предпринимаются сетями для обеспечения ценовой доступности наиболее востребованных у населения товаров», — уверен председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. По его словам, розничные сети до последнего сдерживали повышение цен, что привело к перекосам между оптовым и розничным звеньями: «Осенью мы фиксировали существенную разницу между постоянно растущими оптовыми ценами и сдерживаемыми ретейлом розничными ценами на куриное яйцо. В такой ситуации малому и среднему бизнесу и некрупным оптовикам зачастую было выгоднее покупать яйцо в федеральной рознице, что создавало дополнительный спрос и ощутимую нагрузку на сети».
Текущее законодательство предусматривает возможность применения таких радикальных мер, как регулирование наценок, отмечают в АКОРТ. Напомним, что, по данным ФАС, предельные розничные цены могут устанавливаться, в случае если в течение 60 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ рост розничных цен на продукты составляет 10% и более.
Ранее ФАС уже предлагала продавцам добровольно ограничить наценки на куриные яйца к марту 2024 года. Принятие на уровне федеральных подзаконных нормативных актов на определенный срок специальной правовой нормы, которая ограничивала бы возможность торговых сетей и единичных продавцов устанавливать наценки на товары птицеводства более чем на 5–6%, может сдержать серьезное колебание цен», — говорит Анастасия Пастущик.
Яйцо — социально значимый товар, и при резком повышении цены может быть задействован механизм регулирования предельной цены, согласна Екатерина Можарова. Напомним, что в других отраслях существуют эффективные механизмы регулирования цен на важнейшие товары. Примером может быть фармацевтическая промышленность, где существует список жизненно важных лекарственных средств (ЖНВЛП). Цены по отдельным препаратам, не входящим в перечень ЖНВЛП, могут иметь определенные колебания, признают в Росздравнадзоре, но не оказывают влияния на рынок в целом в связи со своей стопроцентной взаимозаменяемостью с любыми другими препаратами группы.
Однако регуляторное ограничение цены всегда несет риски негативных долгосрочных последствий для отрасли, нарушает естественные механизмы саморегуляции рынка и чаще всего приводит к сокращению предложения, говорят в бизнес-сообществе. Наиболее безболезненный способ регулирования цен — это поиск рыночных решений, считают в АКОРТ.
Необходимо возобновить поддержку новых проектов и обеспечить долгосрочную рентабельность производств, говорит Сергей Юшин. Но даже при самом удачном стечении макроэкономики и требуемой поддержки стратегически важных производств эксперты не ожидают отката цен на продовольственную корзину на прежние позиции в силу существенного роста по всем составляющим себестоимости производства. «Розница уже поняла, что мы в новой реальности, и подписывается на долгий срок по новым ценам», — говорит Сергей Юшин.