Артем Соколов, SOKOLOV: «Драйверы — рост цен на золото и онлайн-продажи»
Как изменился ювелирный рынок после ухода западных игроков и какие правила сейчас приходится соблюдать его участникам, рассказывает совладелец группы компаний SOKOLOV Артем Соколов
— Как российский ювелирный рынок пережил 2023 год? Какова динамика и ключевые тренды?
— В денежном выражении рынок превзошел ожидания: по данным нашего аналитического центра (SOKOLOV агрегирует данные «СберАналитики», Росстата и АКИТ), продажи ювелирных изделий выросли относительно 2022 года на 18% и достигли 365,6 млрд руб. Более того, объем рынка стал на 10% больше, чем в послепандемийном 2021-м, когда из-за отложенного спроса продажи выросли на рекордные 27%. Общий тренд — позитивный, и, по нашим прогнозам, тенденция роста сохранится на уровне 5–6% в ближайшие годы при условии отсутствия каких-либо существенных негативных шоковых факторов.
Объемы ювелирного производства в прошлом году также выросли. По данным Минфина, одних только золотых изделий в России произвели 30,8 млн штук весом 55,5 т. Это на 18,5% больше по количеству и на 14% больше по весу металла, чем в 2022 году.
Ключевыми драйверами остаются рост цен на золото и обусловленный им рост среднерозничных отпускных цен на ювелирные изделия. А также онлайн-продажи, доля которых в общей структуре рынка, по нашей оценке, уже достигает 24% вместо 19% годом ранее. Более трети всех онлайн-продаж ювелирных украшений были осуществлены через маркетплейсы. И этот канал продолжает уверенно расти. У нас за прошлый год продажи на маркетплейсах выросли в три раза, а е-com — в два раза. В целом за прошлый год оборот компании вырос на 59% — до 51 млрд руб.
— Какова сейчас конкурентная среда? Влияние санкций все еще ощутимо? Много ли западных игроков покинули рынок?
— В 2021 году на премиальных игроков — Cartier, Tiffany, Van Clief, Bulgari — приходилось около 10% российского ювелирного рынка. С их уходом на эти 10% рынок и просел в 2022-м. На российских производителей и ретейлеров санкции не повлияли и сейчас не оказывают воздействия. Драгметаллы для ювелирных украшений добываются в России, камни поставляются из Индии и Китая, расходники и запчасти для оборудования также российские или китайские.
Сегодня не санкции определяют конкурентную среду.
— А что ее определяет?
— Более актуальная тема — концентрация на рынке крупных сетей, доля которых уже превышает 50%. Играет роль и увеличение прозрачности и цивилизованности рынка в связи с изменениями в регуляторной политике. Их последовательно реализует Минфин вот уже четвертый год подряд, начиная с внедрения государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (ГИИС ДМДК) и заканчивая отменой режима упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса и введением физической маркировки изделий. Не всем на рынке это нравится. Но, уверен, те, кто тратит время и ресурсы на жалобы и борьбу с новациями, со временем вынуждены будут уступить свое место тем, кто нашел способ оставаться эффективным в новых условиях. Так, вопреки пессимистичным прогнозам, после перехода с упрощенной системы налогообложения с января прошлого года на НДС число участников рынка, состоящих на спецучете в Пробирной палате, по данным Минфина, сократилось всего на 3% и достигает сегодня 22 тыс.
— Сказались ли на вашем бизнесе ужесточение регуляторной политики и новые правила, связанные с экспортом и импортом?
— История с экспортными пошлинами нас задела только отчасти. Вне России мы работаем только в рамках Таможенного союза стран СНГ, где развиваем франшизы. А вот поставки для наших пилотных магазинов в Китае под новые условия плавающей ставки (7% при курсе рубля более 95 руб. за доллар) подпадают, хотя это и не критично для нашей бизнес-модели.
Мы поддержали инициативу Ассоциации ювелиров по отсрочке физической маркировки товарных остатков. Их на рынке много, это все, что было произведено до внедрения обязательной физической маркировки и лежит в витринах и на складах магазинов. За год-два эти остатки естественным образом распродадутся, и бизнесу не придется вынимать их из оборота, придумывать «логистические велосипеды» по их возвратам по всей цепочке поставок от магазинов к оптовикам и далее производителям и только потом в Пробирную палату, где от таких объемов может случиться коллапс.
В целом решения, направленные на защиту интересов потребителя и обеление рынка, мы только поддерживаем. Это способствует инвестиционной привлекательности отрасли. Напомню, что мы стали пионерами на ювелирном рынке, разместив дебютный облигационный заем на Мосбирже на 3 млрд руб. в декабре 2022 года. Да и от планов по выходу на IPO мы не отказываемся, готовимся и ждем окно.
— Почему вы хотите стать публичной компанией и на какие цели привлекаете капитал?
— Мы приняли пятилетнюю стратегию развития, согласно которой к 2028 году планируем выйти на оборот 100 млрд руб. Для реализации этой стратегии нужен капитал на дальнейшее расширение сети и закупку сырья — драгметаллов и камней. Кроме того, мы активно идем в неювелирные категории. Уже запустили аксессуары из кожи и косметику под своим брендом. А еще смотрим на рынок одежды: не исключена вероятность приобретения подходящего нам бизнеса с налаженным производством и розничной сетью. Наша цель — быть не просто ювелирным брендом, а fashion-брендом в широком понимании. Выход на публичный рынок акционерного капитала — это импульс к развитию и новый этап на пути построения прозрачной и эффективной компании.
— Насколько вложения в акции ювелирных компаний могут быть интересными для инвесторов, в том числе частных? Чей опыт вы изучали?
— В России было достаточно много успешных размещений non-food-ретейлеров. Ювелирных брендов среди них не было, мы будем первыми. Наш пробный кейс с бондами показал высокий интерес как со стороны квалифицированных, так и розничных инвесторов. Используя свой дебютный заем, мы начали диалог и активно общаемся как на открытых площадках, так и в ходе личных встреч. Рассказываем, почему наш рынок и наш бизнес могут быть интересны.
Во-первых, это динамично растущий рынок со стабильным спросом, обусловленным традициями и модными трендами. Во-вторых, это ликвидный товар, который не портится и не устаревает, а дорожает, лежа на витрине, минимизируя риски инвестора. В-третьих, мы используем бизнес-модель, сочетающую собственное производство и развитую дистрибуцию. Мы не реселлер на арендованных площадях, у нас есть качественный актив — наш завод, один из крупнейших в Европе. Только за прошлый год мы выпустили более 30 млн украшений из золота и серебра общим весом 37,5 т, нарастив объемы почти вдвое. Отсюда и лучшие на нашем рынке показатели по рентабельности бизнеса.
— Еще несколько лет назад у вас были большие планы, связанные с международной экспансией. Вам пришлось их скорректировать в современных условиях?
— Да, мы отказались от планов развития в Европе, сфокусировались на франшизах в СНГ и, главное, запустили пилот в Китае, открыв три фирменных магазина в Шанхае. Китайский проект также потребует финансирования для масштабирования сети после выхода пилота на плановые значения по выручке и рентабельности. Я лично уделяю этому проекту много внимания и часто там бываю. Скажу честно, не все идет гладко. Но сам факт, что мы вышли на этот рынок, уже прорыв. SOKOLOV — первый российский ювелирный бренд, который представлен в Китае офлайн и онлайн. Наша цель — стать лидером среди иностранных брендов в ювелирном массмаркет-сегменте Китая и выйти на оборот $500 млн в течение трех–пяти лет.
— Сегодня у бизнеса есть силы на благотворительность?
— Вопрос приоритетов. Мы зарегистрировали Благотворительный фонд развития социальных инициатив в Костромской области «Семьи Соколовых». И уже в этом году планируем реализовать ряд проектов по улучшению инфраструктуры и повышению качества жизни в Красном-на-Волге, где 30 лет назад был создан наш семейный бизнес и до сих пор работает входящий в холдинг SOKOLOV завод АО «Ювелит» — крупнейший работодатель и налогоплательщик Костромской области. На заводе работают около 3 тыс. человек. Я хочу, чтобы они и их семьи жили не просто в самом красивом месте на планете, но и в цивилизованных условиях — комфортно и безопасно.