Страховой рынок на пороге перемен: к чему готовиться бизнесу и клиентам

Обновлено 07 марта 2024, 14:07

Генеральный директор ГК «Зетта Страхование» Игорь Фатьянов — о том, как страховой рынок справляется с отсутствием международной перестраховочной поддержки и на какие сегменты стоит делать ставку

пресс-служба
Фото: пресс-служба

— С какими основными вызовами столкнулся страховой рынок, когда с него ушли международные игроки?

— Основных вызовов, на мой взгляд, два, и сразу скажу, что в целом страховщики смогли их преодолеть. Первый — это сокращение перестраховочной емкости. Преодолевать его нам помогает в первую очередь Российская национальная перестраховочная компания (РНПК). Но рынок заинтересован в альтернативных решениях, включая создание перестраховочных пулов и работу с дружественными странами. Российские страховщики работают с рынками Индии, Китая, Ирана, Узбекистана, Вьетнама и других регионов.

Второй серьезный вызов — ограничение в доступе к определенным видам технологий, связанных со страхованием рисков международного характера, таких как сложные виды страхования ответственности и киберрисков, некоторые специальные виды страхования технических рисков.

Кстати, ушли не все зарубежные страховщики. Например, немецкая страховая группа Allianz передала контроль над своей дочерней структурой российским акционерам, сохранив свое участие. Таким образом и была образована наша группа компаний.

— Насколько серьезны финансовые проблемы, вызванные потерей связи с международным рынком?

Для некоторых компаний, у которых, например, зависли деньги за рубежом, ситуация действительно стала проблемной. Центральный банк (ЦБ) даже вводил для них специальные льготы. Особенно это было актуально в 2022 году. Сейчас ЦБ их постепенно отменяет, зависшие активы амортизируются. Таким образом, удалось удержать ситуацию под контролем. Но нас эти проблемы практически не коснулись.

Потребность в доступе к мировому рынку капитала у российского страхового рынка в целом не так велика. Как правило, эта потребность есть при большом объеме рисков катастроф — землетрясений, наводнений, ураганов и других катаклизмов. На территории России масштабных рисков, связанных с природными явлениями, нет. Для сравнения: в США раз в несколько лет проходит ураган, который наносит ущерб застрахованному имуществу на десятки миллиардов долларов. У нас в некоторых регионах периодически случаются катастрофические события, но ущерб от них существенно меньше. По отдельным очень крупным рискам емкости внутреннего рынка порой не хватает, но удается находить решения. Например, в прошлом и в этом году были серьезные убытки, связанные с пожарами на больших складах. Рынок справился, при этом основная нагрузка легла на РНПК.

— Как в таких условиях проходила крупная сделка по слиянию компаний и образованию группы? С какими неожиданностями вы столкнулись, например при интеграции каналов дистрибуции, партнерских сетей?

— Сделка без преувеличения редкая для российского рынка. Обе компании с международными корнями — бывший бизнес швейцарской группы «Цюрих» и бизнес немецкой Allianz. В ДНК нашей группы также одна из крупнейших в свое время российских компаний — РОСНО. В результате формируется крупный страховщик с финансовой емкостью на десятки миллиардов рублей. Общие активы группы оцениваются в 62 млрд руб., инвестиционный портфель — 48 млрд руб., сборы страховой премии по итогам 2023 года — 21 млрд руб. Сейчас наша задача — из команд с похожими, но все-таки разными подходами сформировать единую структуру с единым менталитетом.

Интеграция идет с середины прошлого года, в том числе мы объединяем сети дистрибуции и формируем единую партнерскую сеть. Особых неожиданностей в этом процессе не возникает, это просто очень трудоемкая задача. Мы сфокусированы на сохранении всех направлений страхования в портфеле и, самое главное, на сохранении команд. И это нам удается.

Например, мы работаем со всем спектром страховых решений, включая достаточно редкие для российского рынка D&O (страхование ответственности директоров и руководителей, Directors & Officers Liability) и страхование киберрисков.

Недавно приступили к этапу консолидации бизнеса non-life, присоединяем ООО «Зетта Страхование» к АО «Зетта Страхование». Здесь самое сложное — интеграция региональной сети, которая представлена полутора сотнями точек продаж. Мы проводим реорганизацию так, чтобы в момент слияния бесшовно перевести обслуживание клиентов в объединенную компанию. Но в целом бизнес двух компаний и структура каналов дистрибуции дополняют друг друга, а не создают пересечения.

— Как перемены в перестраховочном бизнесе отразились на корпоративном страховании?

— Отмечу два момента. С одной стороны, впервые за долгие годы компании получили доступ к общей информационной базе, стало больше возможностей анализировать рынок в целом. Мы видим отдельные сегменты более точно. Так, выяснилось, что пожары в торговых центрах приносят убытки в объеме, превышающем сумму премии, которую эти торговые центры платят. И компании теперь стараются аккуратно реагировать на эти факты.

С другой стороны, недостаток капитала привел к тому, что страховщики стали держать больше рисков и в связи с этим более тщательно их оценивать. Это привело в отдельных сегментах к росту тарифов. В то же время в других направлениях, более рентабельных, где нет регулярных пожаров, рост конкуренции привел к снижению цен.

В целом 2023 год с точки зрения динамики сегмента страхования имущества оказался очень неплохим — он вырос.

Корпоративное медицинское страхование тоже развивается достаточно стабильно. Хотя есть проблемы с оттоком иностранных компаний-клиентов, в частности ушло много IТ-компаний. Были опасения серьезного падения этого сегмента рынка, но этого не случилось. Все-таки не все бренды ушли, а часть осталась, например под новым именем, при этом сохранив стандарты, в том числе по страхованию. Бывший «Альянс» традиционно ориентировался на иностранные компании, и поэтому мы знаем, что значимого падения не произошло.

— Какие изменения ожидаются на рынке страхования со стороны регулятора?

— Изменений будет много, и прежде всего на рынке страхования жизни. Фактически создается новый продукт — долевое страхование жизни (долгосрочное страхование жизни с инвестиционной составляющей. — РБК). С его введением мы ожидаем серьезных изменений рынка. Закон вступит в силу во втором полугодии, сейчас страховщики активно готовятся.

В этом году регулятор также планирует реализовать изменения в части требований к капиталу. Кроме того, вступает в силу закон о создании Национальной страховой информационной системы (АО «НСИС») — оператора автоматизированной информационной системы (АИС) страхования. Раньше единую базу страховых историй поддерживали страховщики в рамках Всероссийского союза страховщиков, сейчас она передается в ведение Центробанка. Фактически в стране появляется именно национальная, то есть принадлежащая регулятору, государству, база страховых историй. Причем не только по каско и ОСАГО, но и по страхованию имущества. Надеемся, что в дальнейшем туда будут включены продукты, связанные со страхованием жизни и другими видами личного страхования.

— Что-то изменилось за это время в подходе к страхованию частников?

— Здесь самый очевидный тренд — это сотрудничество с маркетплейсами. Сейчас таких площадок, на которых можно купить продукт сразу нескольких страховщиков, достаточно много. «Зетта Страхование» представлена на всех ключевых маркетплейсах. Этот сегмент динамично развивается. Многие считали, что он придет на замену агентскому каналу или что агентские продажи сильно сократятся. Однако этого не произошло, страховой агент по-прежнему лидирует по объему сделок, занимает основную долю рынка.

— Как сейчас работают страховые агенты?

— Они предоставляют достаточно серьезный объем сервисов. Работая с маркетплейсами, вы, как клиент, должны быть серьезно подготовлены. Маркетплейс позволяет вам заключить договор, но там пока сложно выбрать страховку, кроме как по цене. У физического лица, как правило, недостаточно компетенций для того, чтобы сравнить продукты по содержанию, провести их анализ. Это делает агент, и, как показывает практика, делает эффективно, причем за несущественную для клиента плату. «Зетта Страхование» обладает одной из крупнейших агентских сетей в стране. Могу с уверенностью сказать, что работа агента востребована, причем не только в райцентрах, но и в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге — словом, тогда, когда речь заходит о каком-то более-менее сложном продукте. Молодежь тоже пользуется услугами агентов, а агенты включаются в цифровизацию операционных процессов, как и вся отрасль.

— Как частники реагирует на этот процесс, на необходимость общаться с чат-ботами, например?

— Чат-боты уже не являются какой-то особенной инновацией. Они достаточно активно используются. Но, как показала практика, переоценивать их тоже не стоит, живую консультацию они не заменят, как робот-пылесос не заменит генеральную уборку. Все эти средства малой автоматизации имеют свои области применения. Например, еще востребованы клиентские порталы. Корпоративным клиентам необходим личный кабинет: он хочет без долгой цепочки обсуждений, звонков, выяснений, условно говоря, нажать кнопку и увидеть, где, что и как. Эта же опция крайне актуальна для страховых агентов. Мы сейчас поддерживаем порталы и для клиентов по ДМС, и для управляющих корпоративными парками, масштабируем портал для агентов.

Операции, связанные с цифровизацией, — это хорошо развитое направление для любого страховщика.

— В каких процессах страхования уже применяется искусственный интеллект?

— Мы используем его для тарификации, для расчета стоимости, для анализа данных, для предсказания вероятности убытка по конкретным кейсам. То есть для каждого отдельного клиента просчитываем несколько вариантов поведения. Оцениваем профиль его риска и, исходя из этого, предлагаем индивидуальную цену.

— За счет чего сегодня наиболее эффективно наращивать бизнес — за счет розницы, корпоративного сегмента, страхования жизни?

— В нашей компании розничный сегмент растет динамичнее, мы в него больше инвестируем, причем в разных направлениях — и в страхование жизни, и в страхование автомобилей, имущества, ответственности, здоровья. Предлагаем новые инвестиционные продукты, которые позволяют получать нашим клиентам в рамках полиса страхования жизни защиту инвестиций в ценные бумаги на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.

В корпоративном сегменте активно растущие направления — страхование грузов, страхование корпоративных автопарков, в общем, все, что связано с логистикой. Перспективно страхование малого и среднего бизнеса, поскольку правительство активно стимулирует его развитие. Мы также планируем развивать сотрудничество с банками, видим потенциал в страховании кредитов и рисков клиентов.

Поделиться