В Екатеринбурге бизнесмены обсудили, на что им рассчитывать в 2024 году

Обновлено 07 марта 2024, 12:21

Топ-менеджеры компаний из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга обсудили риски и возможности для своего бизнеса в 2024 году и поделились прогнозами — что будет с российской экономикой

66.RU
Фото: 66.RU

Представители компаний из двух городов встретились на деловом завтраке и круглых столах, организованных редакциями РБК Екатеринбург и РБК Петербург в рамках проекта РБК Бизнес-день. В Екатеринбурге он был посвящен теме «Технологии роста: программы и решения для развития региональной экономики».

В Центре стратегических разработок «Северо-Запад» (Санкт-Петербург) считают, что у российской экономики три драйвера. В промышленности это быстрый рост обрабатывающих производств машиностроительной, химической и пищевой отраслей. Регионам добавляют устойчивости инвестиции из федерального бюджета в виде инфраструктурных кредитов, которые позволяют рефинансировать коммерческие долги. Растущие доходы населения поддерживают потребительский сектор.

Основным вызовом для бизнеса остается дефицит кадров. Опросы показывают, что вакансии не могут закрыть 86% работодателей по всей стране, включая Москву и Санкт-Петербург. Чтобы сотрудники не уходили к конкурентам, большинство компаний в 2023 году увеличили фонд оплаты труда на 30-40%. Результата это не принесло. По мнению экономистов, изменения возможны за счет роста производительности труда, автоматизации и роботизации производств. Поскольку быстрого решения нет, нехватка кадров в ближайшие годы усилится.

Остальные трудности теоретически можно преодолеть. Предприниматели из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга рассказали друг другу, как им удается это сделать на практике.

Финансовые проблемы важнее логистических

С уходом иностранных компаний российский бизнес получил возможность занять освободившиеся ниши. По мнению аналитиков центра «Северо-Запад», этот этап заканчивается — тем, кто не успел к переделу рынка, придется искать другой путь.

Разворот российской экономики с запада на восток и на юг привел к росту торговли с Китаем, Индией, Турцией и Азербайджаном. Первыми от разрыва логистических цепочек пострадали порты СЗФО, ориентированные на поставки из Европы. Предприятиям, оставшимся без товаров и оборудования, пришлось менять логистические схемы и транспортную инфраструктуру.

«Мы создали компанию в Санкт-Петербурге, где рядом порт и большие возможности для перевозки грузов, но санкции западных стран сместили нас в сторону Востока. Эта ситуация дала толчок для развития новых транспортных коридоров, и наша стратегия сейчас связана с повышением компетенций сотрудников и развитием складской логистики. Складов не хватает, потому что бизнес хочет сократить транспортные издержки и пристроить товар на хранение где-нибудь в середине страны — в Екатеринбурге или Новосибирске».

Ольга Медведева
Ольга Медведева
Ольга Медведева, член совета директоров ГК «Трансбалт»

По словам Медведевой, при дефиците складов логистические операторы опасаются инвестировать в их строительство большие суммы из-за меняющейся ситуации в стране и ограничиваются текущими потребностями.

«С ковидных времен бизнес привык к поддержке государства, позволявшей ему так или иначе реализовывать стратегии, нивелируя неблагоприятные факторы. Сейчас на фоне роста ключевой ставки оказываемые меры поддержки стали более целевыми, часть из них выросла в стоимости ресурса, что вызывает стагнацию, сокращение и перенос инвестиционных планов».

Валентина Жильцова
Валентина Жильцова
Валентина Жильцова, управляющий банком ВТБ в Свердловской области

«Но у тех, кто инвестирует в проекты импортозамещения и приобретает активы иностранных холдингов, уходивших из страны, обратной дороги нет, так же как и у тех, кто 2-3 года назад начал проект и находится в стадии его запуска или выхода на окупаемость. Им приходится расширять географию поставок внутри страны, искать новых поставщиков и покупателей на востоке», — добавила Валентина Жильцова. По ее словам, трендом последних лет стало расширение границ бизнеса за пределы своих регионов. Предприятия Свердловской области могут размещать производство и строить розничные или оптовые сети продаж в нескольких регионах, больше привязываясь к логистическому и кадровому плечу и расширяя географию потребления своего товара. Доля торговли продукцией и услугами не внутри своего региона растет. В торговле с Китаем и Индией началась диверсификация партнеров. Это позволяет снижать издержки и риски.

Екатерина Богатова, управляющая АКБ «Абсолют Банк» в Екатеринбурге, считает, что 2024 год покажет, какие бизнес-компании смогли адаптироваться к новым вызовам, а каким нет.

«Предприятия, работающие на госзаказ или в нишах со стабильным потребительским спросом, продолжат и дальше заниматься своим делом. Но есть достаточно много компаний, которые в условиях высокой процентной ставки стоят перед выбором: вкладывать деньги в развитие бизнеса, в оборот или в снижение кредитных портфелей для оптимизации процентной нагрузки».

Екатерина Богатова
Екатерина Богатова
Екатерина Богатова, управляющая АКБ «Абсолют Банк» в Екатеринбурге

«Есть компании, которые находятся перед еще более серьезным выбором: оставить деньги и вести бизнес или все-таки размещать весь капитал на депозит, так как пассивный доход от депозитов приносит больше, чем сам бизнес. В общем, наступивший год покажет, кто перестроится, а кому придется уйти с рынка», — добавила Екатерина Богатова.

Под риском находятся компании с большим кредитным плечом, которые не могут достаточно быстро переложить расходы на конечных покупателей и заказчиков.

Екатерина Кизевич, генеральный директор компании-импортера Atvira, доставляющей грузы из Китая, уверяет, что за 2022-2023 годы логистические проблемы российских импортеров удалось стабилизировать. Главная сложность сейчас — валютные операции. С февраля 2024 года крупные китайские банки ужесточили контроль за финансовыми потоками из России, опасаясь попасть под вторичные санкции США. Теперь платежи занимают больше времени. Основная причина — в тщательном контроле платежей со стороны банков: есть ряд требований, которые нужно выполнить, совершая платеж, и получить подтверждение, что закупаемый товар не под санкциями. Финансовые риски для российских компаний выросли.

«Современные реалии показывают, что выбранная стратегия нашей компании — оказывать клиенту услуги ВЭД в режиме одного окна, включая расчеты логистических схем, таможенного оформления, сертификации и хеджирования валютных рисков — наиболее востребована и удобна для клиентов. Спрос на такой сервис растет не только у производственных и торговых компаний, но и со стороны селлеров, которые продавали на маркетплейсах товары, доставленные в Россию по серым схемам. Тренд этого года — переход с карго-перевозок на белый импорт».

Екатерина Кизевич
Екатерина Кизевич
Екатерина Кизевич, генеральный директор Atvira

Причины такого перехода — в усилившемся контроле селлеров на маркетплейсах и регуляторные инициативы государства. При правильном планировании закупок разница в сроках между карго и белой доставкой особого значения не имеет. При этом официальное оформление груза на таможне обходится дешевле.

Лизинг как индикатор оптимизма

В 2022 году доля лизинговой отрасли в ВВП сократилась до 1,3% ВВП (в 2021 году — 1,7%). Число новых сделок снизилось на 30%. Эксперты считали, что рынок начнет восстанавливаться не раньше третьего квартала 2023 года, но все произошло быстрее. Объем нового бизнеса в сегменте коммерческого автотранспорта вырос на 45%.

По словам Ларисы Гартвич, директора екатеринбургского филиала ООО «Балтийский лизинг», основные логистические проблемы, связанные с доставкой в Россию китайских автомобилей, удалось решить — все игроки рынка адаптировались к новым условиям. Дефицит по некоторым автомобильным брендам к концу 2023 года удалось преодолеть, и ситуация приняла обратный характер — дилеры сообщают о затоваривании своих складов китайскими марками.

«Отмечу, что количество сделок с китайскими авто в «Балтийском лизинге» в 2023 году увеличилось на 169% по сравнению с 2022 годом. Такой рост во многом связан не только с решением логистических проблем поставок из Китая, но и с урегулированием вопросов доставки до клиента на территории России. Как правило, лизинговые компании не занимаются доставкой автотранспорта из Китая напрямую — эта часть задачи дилеров. Лизинговые компании доставляют имущество клиентам внутри страны, так, «Балтийский лизинг» сотрудничает с проверенными транспортными компаниями, по запросу клиента мы готовы доставить авто в выбранный регион».

Лариса Гартвич
Лариса Гартвич
Лариса Гартвич, директор филиала «Балтийский лизинг» в Екатеринбурге

Иван Савченко, региональный директор по УФО «Интерлизинг», отмечает, что в 2024 году спрос на автомобили сохраняется, несмотря на волатильность рубля и рост ключевой ставки. По его словам, реализовать отложенный спрос удалось лишь частично — предприниматели, которые последние два года откладывали решение о покупке новой техники, будут ее обновлять, поскольку обслуживание изношенных машин обходится дорого. Пополнение автопарка остается частью инвестиционных программ и стратегий развития, на которые бизнес ориентирован в первую очередь.

«Рост автолизинга в 2024 году замедлится, поскольку основным риск-фактором для рынка остается ключевая ставка. На фоне ее увеличения клиенты стали более вдумчиво подходить к обновлению автопарков. Кроме того, часть предпринимателей заняла выжидательную позицию в надежде на снижение ставки во втором полугодии. При этом бизнес нуждается в пополнении или обновлении основных средств, поэтому появляется запрос на плавающую ставку».

Иван Савченко
Иван Савченко
Иван Савченко, региональный директор по УрФО «Интерлизинг»

По прогнозам, в сегменте коммерческого автотранспорта прирост составит около 10–15% — его будет «вытягивать» увеличение грузооборота и потребность в новых машинах для больших пробегов.

Откуда деньги

Участники встречи обсудили также, где бизнес получает деньги, кроме как в банке. По словам руководителя отдела продаж инвестиционной платформы «ВДело» Елены Глущенко, их компания предлагает частным лицам выбирать и финансировать проекты из разных отраслей. Минимальная сумма — 1000 руб. В Свердловской области востребованы производственная сфера, строительство и ретейл.

«С текущими изменениями нам повезло — рынок краудлендинга в России растет хорошими темпами. У нас уже сложился круг постоянных инвесторов — их около 3500. Есть такие, кто вкладывает по 50 млн руб. Преимущественным спросом пользуются девелоперские проекты, обеспеченные залогами. Заемщикам мы уже выдали около 5 млрд».

Елена Глущенко
Елена Глущенко
Елена Глущенко, руководитель отдела продаж «ВДело»

По словам Глущенко, у «ВДело» есть длительные — до полутора лет — займы под залог недвижимости и короткие — от 20 дней — программы под исполнение контрактов. Есть проекты — аналог факторинга, которые используются для пополнения оборотных средств.

Растущий интерес частных лиц к коллективным инвестициям подтверждает Роман Павлович — основатель инвестиционной платформы bizmall.ru, зарегистрированной в Санкт-Петербурге в декабре 2021 года.

«На банковских депозитах в России скопилось около 45 трлн руб. — это огромный нереализованный потенциал. Деньги частных вкладчиков мы привлекаем в инвестиционные проекты. Сейчас финансируем строительство логистического парка Группы компаний «КУРС» в Челябинске. Для бизнеса это альтернатива дорогим банковским кредитам».

Роман Павлович
Роман Павлович
Роман Павлович, основатель инвестиционной платформы bizmall.ru

В январе 2025 года инвестиционная платформа bizmall намерена провести первичное публичное предложение акций (IPO). Руководство компании хочет привлечь 1,6 млрд руб. и направить эти деньги на развитие новых цифровых сервисов. Ожидается, что в середине этого года АО «Финансовая платформа Бизмолл» проведет pre-IPO и разместит свои акции для ограниченного круга инвесторов.

По словам Андрея Цурана, директора екатеринбургского филиала «БКС Мир инвестиций», первое IPO после начала спецоперации произошло на российском рынке в 2022 году, в 2023 году на Московской бирже разместили свои акции уже 8 компаний, далее их количество будет увеличиваться — в этом году мы можем увидеть около 15 новых имен на рынке акций, возможно, даже больше. По прогнозам БКС, в течение года российский фондовый рынок может вырасти на 30% с учетом дивидендов.

«На рынках акций и облигаций будет все больше региональных компаний. Для частных инвесторов это хорошая возможность приобрести долю в растущем прибыльном бизнесе. Любая крупная компания в нормальной экономике хочет стать публичной, выйти на фондовый рынок и получить средства на дальнейшее развитие. В отличие от западных стран, где основными покупателями на фондовом рынке традиционно являются институциональные инвесторы — банки, пенсионные фонды и страховые компании, в России сейчас движущей силой фондового рынка являются физические лица. Благодаря их активности можно ускорить подъем российской экономики, которая растет вопреки прогнозам».

Андрей Цуран
Андрей Цуран
Андрей Цуран, директор екатеринбургского филиала «БКС Мир инвестиций»

В условиях высокой инфляции, девальвации национальной валюты и санкционного давления фондовый рынок остается одной из немногих возможностей сохранить и приумножить сбережения, считает Цуран.

Малогабаритные производства

За два года с начала спецоперации российскому бизнесу удалось заменить европейских поставщиков продукции и оборудования азиатскими и перестроить логистические потоки. На Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке возникла потребность в складских площадях, необходимых большей частью онлайн-ретейлерам и дистрибьюторам. К концу 2023 года спрос на склады вдвое превысил показатели 2022 года и на 30% — показатели 2021 года. При нулевых вакансиях арендные ставки выросли до исторического максимума.

В 2024 году девелоперы планируют возвести в России 4,55 млн кв. м складской недвижимости — на 55,3% больше год к году, подсчитали эксперты. Это самый высокий показатель за последние десять лет. Скептики считают, впрочем, что все крупные проекты уже в заделе и новым игрокам заработать на складах не получится. Михаил Еремин, коммерческий директор челябинской ГК «КУРС», с этим тезисом не согласен. По его словам, развитие складской инфраструктуры — длительный тренд.

«Склады не поздно строить и сегодня, и завтра, и послезавтра. Если сравнивать со складскими рынками западных стран, то объемы площадей в России даже не детские, а ясельные. Чтобы заполнить разрыв, понадобится время. Маркетплейсы, у которых большие потребности в хранении товаров, загрузили девелоперов работой на два-три года вперед. А есть и другие заказчики. В Екатеринбурге в прошлом году запустили 550 тыс. кв. м складской недвижимости — больше, чем в Санкт-Петербурге. В Челябинске мы ощущаем кратный рост спроса. Я не вижу причин считать, что интерес внезапно пропадет».

Михаил Еремин
Михаил Еремин
Михаил Еремин, коммерческий директор ГК «КУРС»

По словам Еремина, компания готова строить склады в Екатеринбурге, если ей удастся получить площадки с готовой инфраструктурой.

Денис Ремезов, генеральный директор УК «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК», где работают 28 резидентов, считает, что спрос на складские комплексы для маркетплейсов ограничен двумя-тремя годами, но помещения площадью до 10 тыс. кв. м будут востребованы долго. По его мнению, еще более дефицитный сегмент — индустриальная недвижимость для малого и среднего бизнеса, призванного выпускать импортозамещающую продукцию.

Участники встречи отметили — с появлением новых логистических коридоров, рассчитанных на торговлю с азиатскими странами, товары европейских производителей заменили индийскими, китайскими и турецкими. Чтобы наладить собственное производство, нужны площадки, которые малый и средний бизнес мог бы арендовать. Сейчас востребованы цеха площадью в 5–10 тыс. кв. м, требующие одного-двух гектаров земли. При готовой проектной документации их строят за 8–10 месяцев, но цикл присоединения объекта к сетям может занимать еще 1,5–2 года. Быстрее запустить производство на подготовленной площадке в индустриальном парке.

По словам Ремезова, «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК» достраивает несколько производственных объектов площадью 1500 кв. м. Такой формат light industrial обычно используют для складов, но при необходимости там можно разместить небольшое производство.

«Раньше импортозамещение было модным словом, а теперь это необходимость. Наши резиденты, которые закладывали производство три-четыре года назад, многое успели. Сейчас начинать с нуля намного труднее. Без поддержки партнеров — крупных предприятий, научных структур — пробиться на рынок трудно. Не говоря уже о кредитах под 25% годовых — для малого/среднего бизнеса это мертвая история. Облегчить им жизнь могут государственные меры поддержки, офсетные контракты или работа на крупные компании».

Денис Ремезов
Денис Ремезов
Денис Ремезов, генеральный директор УК «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК»

Подходящим вариантом могла бы стать промышленная ипотека, но желающих ее получить намного больше, чем выделенные лимиты.

Дома с социальной инфраструктурой

Комплексное развитие территорий (КРТ) Екатеринбурга предусматривает, что девелоперы будут осваивать новые районы, возводить жилье на месте бывших индустриальных площадок, ветхих и аварийных зданий и перестраивать центр города. В программе участвуют федеральные компании.

Группа «Эталон» вышла на региональный рынок в 2021 году. В Екатеринбурге компания строит новые очереди жилого района Солнечный. Сейчас компания возводит порядка 220 тыс. кв. м недвижимости, а общая площадь всего земельного участка составляет 167 га. По словам Андрея Ермишкина, вице-президента Группы «Эталон» по региону Урал, руководство компании учитывает прогнозы, что в 2024 году спрос на строящееся жилье может сократиться на 20–25%, но объемы работ снижать не планирует. В компании рассчитывают, что рыночную ситуацию можно исправить, если в ближайшее время заработают программы федеральных министерств для поддержки строительной отрасли, касающиеся в том числе взаимодействия с банками. Параллельно девелопер продумывает свои инструменты, такие как трейд-ин, рассрочка, позволяющие сделать покупку недвижимости более доступной.

«Специфика Екатеринбурга связана с реализацией проектов образовательной и социальной инфраструктуры. Строить новые дороги, садики и школы мы можем с помощью инфраструктурных кредитов, используя различные инструменты федеральных программ».

Андрей Ермишкин
Андрей Ермишкин
Андрей Ермишкин, вице-президент Группы «Эталон» по региону Урал

Федеральные девелоперы отмечают: покупатели квартир в Екатеринбурге — в основном молодые семьи, образованные и продвинутые в части IT, у которых сложились свои представления о комфортном жилье, и застройщикам приходится учитывать их требования. Как говорит Александр Фролов, директор кластера Урал компании «Самолет Страна», КРТ — это не снос ветхих зданий, а формирование кварталов с новой инфраструктурой и современного подхода к жизни людей.

Группа «Самолет» (занимает 1-е место в России по объемам строительства) работает в Екатеринбурге с осени 2023 года. В планах компании на данный момент — застроить жильем две площадки — на улицах Летчиков и Вилонова в рамках проектов КРТ. Они также подразумевают улучшение жилищных условий почти для 150 семей.

«Мы вышли в Екатеринбург не ради 70 тыс. кв. м. Нам интересно стать одним из основных партнеров для области и города в рамках КРТ. Мы на регулярной основе проводим аналитику всего рынка — кто/где строит и по какой цене продает, но также проектируем сценарии жизни — куда будет направлена ежедневная миграция из наших микрорайонов. Смотрим, где сможет работать будущий житель наших проектов, который купит жилье. Наш подход — не делить жизнь человека на две части: дома и на работе. Это единый цикл — он должен быть комфортным».

Александр Фролов
Александр Фролов
Александр Фролов, директор кластера Урал компании «Самолет Страна»

Один из проектов реновации в центре Екатеринбурга — строительство жилого дома на месте бизнес-центра «Карнеол», расположенного на перекрестке улиц Гоголя и Энгельса. Кредит на покупку недостроенного объекта выдал девелоперу Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР). Цена сделки составила 978 млн руб. Снос и подготовка площадки займут около года.

В феврале 2024 года УБРиР получил возможность открывать эскроу-счета при долевом строительстве. По словам Альберта Сынгизова, директора департамента корпоративного бизнеса, задача банка — подготовиться к проектному финансированию строительства многоквартирных жилых домов. Первые проекты планируют запустить в этом году.

«Мы продолжим финансировать застройщиков на покупку земельных участков (бридж-кредиты) и начнем проектное финансирование строительства многоэтажных жилых домов. Также подготовим спецпрограммы для граждан, которые будут оформлять ипотечные кредиты на приобретение квартир в строящихся за счет средств банка домах. Условия должны быть привлекательными для всех участников сделки — и населения, и застройщика, и банка».

Альберт Сынгизов
Альберт Сынгизов
Альберт Сынгизов, директор департамента корпоративного бизнеса УБРиР

Помимо Екатеринбурга, УБРиР готов финансировать строительство жилья в городах с населением 250-500 тыс. человек. Альберт Сынгизов уверяет, что там тоже возможны проекты с приемлемой рентабельностью.

Об инвестиционном проекте из другой сферы собравшимся рассказала Мария Грудина — идеолог и основатель курорта «Первая Линия. Health Care Resort», расположенного на берегу Финского залива. По ее словам, это заведение на стыке высокотехнологичной медицины, велнеса, гостиничного бизнеса, ресторанного бизнеса и СПА. Цель курорта — сохранять качество жизни и биологический возраст человека на уровне 25–45 лет (молодости).

Осенью этого года Грудина запускает в Санкт-Петербурге биохакинг-центр, общий объем инвестиций в который составит порядка 200 млн руб.

«В предпринимательстве мой фокус — на воплощение в реальности своих смыслов и ценностей, а не исключительно на прибыль. Я верю в развитие превентивной медицины в России и мире — в горизонте пяти лет она заменит парадигму медицины лечения. В мире сейчас всего около тысячи клиник, воплощающих идеи биохакинга и longevity — активного долголетия. Это новый и очень перспективный рынок».

Мария Грудина
Мария Грудина
Мария Грудина, идеолог и основатель курорта «Первая Линия. Health Care Resort»

В дальнейшем, при исполнении всех предпосылок, Грудина планирует открыть сеть биохакинг-центров в крупных городах, в качестве площадок рассматривает Москву и также Екатеринбург. Екатеринбург близок Петербургу по культурному коду, считает предприниматель.

Поделиться