«Онлайн — угроза для офлайна»: главное из интервью Андрея Шаронова РБК

Андрей Шаронов — РБК: «Онлайн-коммерция — угроза для офлайна»

Обновлено 18 марта 2024, 15:42

В эксклюзивном интервью РБК глава наблюдательного совета недавно созданной Ассоциации цифровых платформ Андрей Шаронов поделился своими соображениями о том, кто и каким образом должен регулировать работу маркетплейсов, а также озвучил базовую проблему современного бизнеса

Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

Андрей Шаронов

  • О законодательной базе

«В целом онлайн отъедает у офлайна часть рынка. Это заметная угроза. Наверное, решение офлайн-ретейлеров выходить в онлайн — это следствие того, как этот сегмент растет».

«В онлайн-торговле отношения между игроками пока складываются. С одной стороны, нельзя не замечать эти конфликты, с другой — нельзя диктовать, какими должны быть их отношения. Помните историю про тропинки? Нужно посмотреть, как они складываются, а потом асфальтировать, а не наоборот: сначала асфальтировать, а люди будут продолжать ходить по тропинкам».

«Норма, связанная с запретом на частый пересмотр правил взаимодействия с пунктами выдачи заказов или поставщиками, — неработающая конструкция. Если вам говорят, что в следующие 365 дней у вас не будет возможности поменять правила, то вы закладываетесь на самые невероятные последствия, которые, может быть, и не наступят и которых нет в настоящий момент. Это ухудшит условия в моменте для всех сторон».

  • О монополии Wildberries и Ozon

«Могу сослаться на аналитику, которая есть на рынке, по которой Wildberries и Ozon занимают 80-процентную долю в общем количестве заказов. Но если говорить об объемах торговли, то доля этих двух компаний еще не достигла 50%. Да, они являются самыми большими, но есть еще игроки, которые растут быстрыми темпами и будут развивать конкуренцию».

«При оценке размера компании или рынка в первую очередь смотрят на объем транзакций, оборот. Не так важно, сколько штук вы продали; важно, сколько вы выручили денег и какой налог заплатили».

  • О нюансах регулирования онлайн-рынка

«К сожалению, если возникает какая-то проблема, у регуляторов появляется идея запретить что-то или резко ограничить. Но вся экономическая история показывает, что такие действия обычно приводят к тому, что процессы переходят из открытой в латентную форму, скрытую. То есть мы не лечим проблему, а загоняем под ковер».

«Были конфликты с пунктами выдачи заказов, недовольство от разных игроков. Это не повод сразу принимать закон и ставить жирные запрещающие знаки, но повод обсуждать потенциальный компромисс, что можно продолжать регулировать без закона, а что нельзя».

«Базовая проблема — общий недостаток рабочей силы. Она заставляет традиционных работодателей задуматься о том, как удержать людей. С точки зрения и государства, и наемных работников, это положительная тенденция. С точки зрения страдающих отраслей — болезненно, как минимум приведет к дополнительным издержкам. Но все это элементы прогресса».

Полная версия интервью РБК с главой набсовета Ассоциации цифровых платформ:

Поделиться