Гендиректор «Аби» — о росте инвестиций в производство пищевой продукции

Обновлено 03 апреля 2024, 08:15

О том, как производители продуктов питания пережили санкции и наращивают выпуск продукции, рассказала генеральный директор «Аби» Татьяна Трифонова

пресс-служба
Фото: пресс-служба

— По данным BusinesStat, в 2023 году продажа колбасных изделий в России выросла на 2,5% и достигла 2,62 млн т, тогда как годом ранее рынок упал почти на 2%. С чем связаны подобные процессы, как сегодня развивается рынок?

— В 2022 году доля «Аби», по данным GfK, в категории «колбасные и сосисочные изделия» выросла до 13,1% с 11,8% в 2021 году. Объем продаж и выручка также росли. Снижения мы не фиксировали.

Если говорить в целом о том, что происходило в 2022 году, то начиналось действие санкций. Многие российские производители перестраивали логистические маршруты, систему закупок. У участников рынка тогда возникали сложности с гофрой, картоном, оболочкой для мясных изделий и отдельными компонентами для изготовления. Кроме того, внимания требовали оборудование и запчасти.

В 2023 году рынок полностью перестроился и сейчас продолжает расти. «Аби» в прошлом году продолжила наращивать производство, объем продаж вырос на 10% — это больше, чем рынок в целом, и достиг 428 тыс. т. Выручка выросла на 9%, до 78,3 млрд руб. В прошлом году мы запустили несколько новинок — как в колбасных изделиях, так и в других категориях продукции. Все они хорошо приняты рынком.

— В ROIF Expert отметили, что в 2023 году рекордно, на $9 млн, вырос экспорт российских колбасных изделий. С чем это связано: производители ищут новые рынки или за рубежом распробовали нашу продукцию?

— Экспорт действительно растет. В первую очередь это связано с тем, что сами компании стали активнее выходить на новые рынки. Второе — государство серьезно стимулирует экспорт. В России реализуется несколько национальных проектов, включая проект «Международная кооперация и экспорт», которые способствуют развитию того или иного направления. Мы, в частности, сотрудничаем с Российским экспортным центром (РЭЦ), который оказывает значимую поддержку в организации ярмарок, выставок, выстраивании логистики, вопросах оформления сертификатов на продукцию и других разрешительных документов. Все это, конечно, мотивирует предприятия наращивать поставки за рубеж.

Например, мы в 2022–2023 году под эгидой РЭЦ участвовали в четырех зарубежных выставках. Если раньше «Аби» поставляла продукцию в основном в страны СНГ и Таможенного союза, то сейчас мы осваиваем рынки Китая, ОАЭ, Саудовской Аравии и Вьетнама. В 2023 году впервые начали отгрузки в Туркменистан. Расширили ассортимент поставок в Азербайджан, Казахстан и Узбекистан. Наша продукция на постоянной основе представлена в шоурумах в Саудовской Аравии, ОАЭ, Китае и Вьетнаме. Объем экспорта у нас в прошлом году вырос на 36%.

Если говорить о «распробовали», то скажу, что мы много встречались с китайскими представителями и дистрибьюторами, и все они считают российскую продукцию очень вкусной и качественной. Они говорят, что у нас очень серьезные санитарные требования к производителям. Партнеры просят нас максимально оставлять русский язык на упаковке, так как потребители высоко ценят продукты из России.

— В доктрине продовольственной безопасности РФ ставилась цель в 85% обеспеченности мясом и мясопродуктами. В 2023 году премьер Михаил Мишустин говорил о достижении этих показателей. Благодаря чему это удалось сделать?

— Если говорить на примере «Аби», то с 2021 по 2024 год наш объем инвестиций в экономику и наращивание производства продуктов составил 26 млрд руб., или $316 млн. В конце 2021 года на Владимирском инвестиционном конгрессе мы заявили о начале реализации нового крупного инвестиционного проекта, в рамках которого предусмотрено строительство двух больших заводов по производству колбасных изделий и замороженных полностью готовых продуктов.

Это не только производственные комплексы, но и новые административные корпуса. В текущем году эта стройка вышла на завершающий этап. В 2023 году мы инвестировали в новое производство 6,6 млрд руб. Новые мощности — это рост объемов производства, рабочих мест, налогов, развитие сопутствующей инфраструктуры. На наших предприятиях работают свыше 12 тыс. человек. За 2023 год компания исполнила 7,1 млрд руб. налоговых отчислений. Все это — вклад в российскую экономику, в достижение целей доктрины продовольственной безопасности РФ.

— В 2022 году о прекращении работы в РФ заявило большое количество иностранных компаний. Как это повлияло на продовольственный рынок? Удалось ли импортозаместить ушедших производителей?

— Безусловно, удалось, об этом говорит рост показателей. Раньше на заводах использовалось европейское оборудование для мясопереработки, в основном немецкое. Но за эти два года уже налажено местное производство, причем высокого качества. Речь идет, например, о российских ледогенераторах или печах. Как заказчики мы принимали участие в разработке такой печи, это один из самых сложных и технологичных видов оборудования в мясопереработке. Мы создаем свое конструкторское бюро, где будем делать запчасти. Планируем выпускать собственное оборудование.

К любому высокотехнологичному оборудованию нужен софт. Мы создали IT-компанию «Аби Цифровые технологии» для разработки собственного ПО. Недавно ее сотрудники создали новую систему учета стоимости строительства объектов недвижимости. Она уже получила регистрацию в Роспатенте. В целом уход иностранных компаний с рынка подтолкнул производителей активнее работать — от поставщиков бумаги до высокотехнологичной техники и софта.

— Ваша компания запускает новый производственный комплекс. Насколько он позволит расширить производство?

— Мы последовательно реализовывали инвестиционную программу и в 2024 году планируем запускать все построенные производства. Это новый завод готовой и замороженной продукции «Мясная галерея» и завод по производству колбасных изделий. С их запуском наши мощности вырастут вдвое — с 400 до 700 тыс. т в год. Вместе с заводами строим современные административно-бытовые корпуса с комфортными раздевалками и душевыми. Мы предоставляем сотрудникам производств бесплатное питание. Для этих целей построены две новые большие столовые. Одна из них — вместимостью до 350 человек единовременно. В одном из новых зданий будет занимающая целый этаж фабрика-кухня с мощностью 7 тыс. порций готовой еды в сутки.

— В октябре 2023 года ваше предприятие получило от властей Владимирской области статус ответственного инвестора. Что означает этот статус и какие преимущества дает?

— В прошлом году наша компания набрала самое высокое количество баллов среди производителей продуктов питания в национальном ЭКГ-рейтинге, соответствующее уровню ААА. В итоге мы получили статус «Ответственный инвестор» Владимирской области, который позволяет рассчитывать на поддержку государства более чем в 60 видах государственных и муниципальных услуг. Получение такого статуса — это в первую очередь признание заслуг в области работы с людьми. В нашей компании внедрена комплексная программа поддержки сотрудников, причем большое внимание уделяется работникам с детьми.

Поделиться