Как отрасль автоперевозок адаптировалась к новым вызовам

Обновлено 26 апреля 2024, 07:49

Об изменившейся логистике, цифровых клиентах и переходе на новые для рынка перевозок марки грузовиков рассказывает директор по работе с коммерческим транспортом группы «Газпром нефть» Игорь Мощук

пресс-центр
Фото: пресс-центр

— Вы отвечаете за поставки моторного топлива клиентам из сферы коммерческих грузоперевозок. Каково сейчас состояние этой отрасли?

— Отрасль коммерческих автоперевозок активно развивается. Согласно исследованиям, в России по итогам 2023 года коммерческие перевозки грузов автомобильным транспортом выросли на 12%, практически до 2,5 млрд т. За этим, в первую очередь, стоит увеличение производства промышленных и потребительских товаров. По разным экспертным оценкам, объем рынка автомобильных грузоперевозок к 2030 году может достигнуть 3 трлн руб. Одновременно с ростом меняются географическая структура и направление логистических потоков. Например, мы видим, что транзит в западном направлении сильно сократился, при этом в разы выросло сообщение на Восток. Автоперевозки — очень хороший индикатор состояния дел в экономике в целом: они всегда растут, когда экономика на подъеме.

— Помимо роста деловой активности в целом, какие еще факторы, на ваш взгляд, определяют векторы развития отрасли?

— Очень большую роль играют крупные инфраструктурные проекты — я имею в виду прежде всего строительство новых автодорог, в том числе скоростных магистралей. Плотность дорожной сети, качество полотна и даже развитость придорожной инфраструктуры — все это самым прямым образом влияет на эффективность автоперевозок.

И конечно, нельзя не отметить фактор ретейла, особенно рост электронных маркетплейсов и торговых онлайн-платформ. И традиционные торговые сети, и интернет-площадки расширяются географически, возят все больше товаров все большему числу своих клиентов, и обслуживание этой логистики — важнейший источник доходов для автоперевозчиков, а значит, и для поставщиков товаров и услуг.

— Как изменились ваши клиенты в 2023 году?

— Клиентов у нас стало больше. Последние два года мы фиксируем рост клиентской базы в среднем на 7% в год. В абсолютных цифрах это тысячи новых компаний и индивидуальных предпринимателей. В свою очередь, рост клиентской базы отражается и на объеме реализации топлива — наши продажи за последние два года выросли примерно на 20%.

Кроме того, сильно обновился автопарк клиентов — конечно, в первую очередь за счет новых брендов автопрома. Это не только грузовики из Азиатско-Тихоокеанского региона — российские и белорусские автопроизводители расширяют ассортимент техники и укрепляют свои позиции на внутреннем рынке перевозок.

В целом мы видим, что отрасль хорошо адаптировалась к новым вызовам, и переход на новую технику в грузовом транспорте произошел очень быстро.

Стоит отметить и тот факт, что в фокусе внимания перевозчиков и логистических компаний сохраняются важные темы: запчасти, расходные материалы и топливо. Например, наши клиенты активно интересуются развитием интеллектуальных технологий сохранности качества нефтепродуктов, участвуют в вебинарах и визитах на объекты топливной инфраструктуры.

Наконец, наш клиент стал гораздо более «цифровым». Конечно, это связано и с усилиями по цифровой трансформации со стороны компаний-перевозчиков, но возможно, что сработал чисто поколенческий аспект: молодые люди, приходящие в отрасль, в «цифре» не просто работают — они в ней живут.

— В связи с этим какое внимание уделяется цифровизации в вашей компании? В консалтинговой компании Accenture приводили данные, что 70% лидеров нефтегазовой индустрии в мире считают цифровую трансформацию важнейшим компонентом сохранения конкурентоспособности.

— Для нас это одна из центральных тем. Наш бизнес очень «цифроемкий», он в принципе невозможен без использования современных информационных технологий. У нас внушительное количество клиентов, каждая заправка производится с помощью процессинговых и цифровых систем. В этом смысле наш бизнес похож на банковский, где каждая операция тянет за собой «хвост» IT-решений. Чтобы быть конкурентоспособными, эти решения надо постоянно совершенствовать.

В 2023 году 90% новых клиентов пришли к нам через онлайн, заключив договор оферты на сайте — без посещения офиса. У нас даже есть понятие «полностью цифровой клиент». Такие клиенты не появляются в офисе, все операции они проводят дистанционно — заключают договоры, пополняют счет, пользуются не пластиковыми, а виртуальными картами, например в виде QR-кода. Доля таких клиентов в 2023 году составила 52%, а за год их число выросло на 4 процентных пункта. Это, конечно, не означает, что мы полностью перемещаемся в онлайн. У нас по-прежнему есть физические отделения продаж и менеджеры, но по мере развития технологий все большее число взаимодействий будет переходить в цифровой формат.

— Ваша компания делает особую ставку на экосистему «ОПТИ 24». В чем ее суть, какие сервисы в ней представлены, чем она привлекательна для клиентов?

— Основа «ОПТИ 24» — это широкая география приема топливных карт. Сегодня наши клиенты могут заправить топливом свои автомобили на 4300 АЗС. Это позволяет им выстраивать оптимальные логистические маршруты.

Клиентов также привлекает простой и функциональный личный кабинет. В нем удобно отслеживать все операции, формировать лимиты по каждой топливной карте, строить отчеты, вносить денежные средства.

Есть и другие функции, например сервисы оптимизации заправок, оплата различных сопутствующих услуг и товаров, дополнительные финансовые инструменты от банков-партнеров. Плюс возможность оплаты услуг через QR-коды и онлайн-заправки. Кроме того, все меньше покупателей хотят тратить время на обмен бумажными документами, поэтому в рамках «ОПТИ 24» мы совершенствуем услугу электронного документооборота.

Для интеграции с учетными системами крупнейших клиентов у нас есть API. Этот шлюз позволяет процессинговым системам «ОПТИ 24» в онлайн-режиме обмениваться данными с аналогичными системами на стороне клиентов. Сейчас через него мы работаем почти с 300 компаниями, и это число неуклонно растет, потому что это удобно.

— Эксперты фиксируют в корпоративном секторе на топливном рынке популярность услуги кредитования. Насколько эта услуга востребована у ваших клиентов?

— Интерес к этой услуге большой и, главное, растущий. Конечно, мы все еще иногда работаем по постоплате за топливо с самыми крупными партнерами, но таких клиентов у нас становится все меньше. Наш подход в том, чтобы дать клиенту максимально выгодные условия, а это значит, не заниматься кредитованием самостоятельно, а обеспечить удобный доступ к сервисам проверенных банков-партнеров.

В своем личном кабинете наши клиенты могут в любое время получить банковское финансирование на оплату топлива.

— Как, на ваш взгляд, будет развиваться корпоративный топливный рынок в 2024 году, назовите актуальные тренды?

— Определяющие для отрасли тренды остаются позитивными. Это и общее повышение деловой активности, и развитие сети автодорог, и рост торговли — все это для сектора коммерческого автотранспорта идет в плюс. Однако принципиальным вопросом становится эффективность операций. Большую роль здесь будут играть дальнейшее развитие цифровизации отрасли и шаги регуляторов по упрощению ведения бизнеса. Речь в том числе об электронных накладных и путевых листах, автоматизированных медосмотрах, обо всем, что позволит перевозчикам оптимизировать деятельность.

Уверен, продолжится консолидация небольших перевозчиков на крупных платформах — это тоже будет способствовать повышению эффективности и производительности сектора. Со своей стороны мы продолжим работу над тем, чтобы стать еще более удобными, цифровыми и гибкими. Наша задача — снять с клиента все рутинные задачи по приобретению топлива, сделать его работу комфортнее и в итоге помочь зарабатывать больше.

Поделиться