Эксперты на конференции РБК дали прогнозы развития рынка e-commerce
Почему за e-commerce будущее торговли и как это будущее не упустить, приумножив собственные активы, рассказали эксперты «Сбера»
В Центре событий РБК на Космодамианской набережной в Москве 17 апреля прошла конференция «Предпринимательский класс 2.0» — по сути, практикум для представителей малого и среднего бизнеса от лица топ-менеджеров ведущих российских компаний. Основная часть выступлений была посвящена рынку электронной коммерции: тому, как он развивается сейчас, какие товары продаются онлайн лучше, чем офлайн, и наконец, как стать успешным селлером, то есть торговать на маркетплейсах.
На основной сессии первым спикером выступил управляющий директор дивизиона «Малый и микробизнес» «Сбера» Егор Калина, представив большой массив данных по рынку. В 2023 году количество субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) выросло на 4,7% по сравнению с прошлым годом, всего на рынке занято порядка 6,1 млн предпринимателей. Большую долю среди всех субъектов МСП занимают предприятия из сфер розничной торговли (22,5%), транспортировки и хранения (10,3%), оптовой торговли (9,9%) и строительства (9,5%). Наибольшую динамику показали сферы образования (17,4%), розничной торговли (9%) — за счет существенного прироста e-commerce, а также культуры и спорта (6%).
По данным платежной аналитики, рассказал эксперт, можно сделать вывод о том, что субъектов МСП, вовлеченных в e-commerce, в два раза больше. Рынок новых регистраций бизнеса преимущественно сформирован за счет тех же отраслей, прирост за 2023 год составил 11%. Лидирует по количеству регистраций розничная торговля (30,3%), из них 17% — интернет-торговля, строительство (11,4%), транспортировка и хранение (9,7%). Больше всего регистрируются в Москве, Московской области и Южном федеральном округе. «Каждый десятый представитель МСП кредитуется: в 2023 году доля кредитующихся субъектов выросла до 9,5%, не только в «Сбере», а вообще. Нам бы хотелось, чтобы предприниматели могли развивать свой бизнес быстрее, поэтому мы стремимся улучшать сервисы и предоставлять удобные кредитные продукты», — признал Калина.
Более 90% всего объема рынка маркетплейсов приходится на четырех ведущих игроков: Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и «Мегамаркет». «Развитие «Мегамаркета» (входит в экосистему «Сбера». — «РБК Отрасли») очень сильно драйвят баллы «СберСпасибо», ими пользуются более 77 млн человек, — рассказал Калина. — Мы также мотивируем клиентов становиться продавцами — даем 1% комиссии МегаМаркета за продажу товаров в любой категории на 90 дней и 15 тыс бонусных рублей на продвижение и надеемся, что скоро войдем в тройку лучших». Он также анонсировал появление нового пакета услуг для предпринимателей-селлеров, который позволит без комиссии и в полном объеме переводить на личные счета физлиц средства от продажи товаров на маркетплейсах Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет» и «Мегамаркет». Стоимость пакета услуг «Только для Селлеров» составит 1790 руб. в месяц.
Россия начала развивать рынок e-commerce чуть позже ведущих мировых экономик, поэтому в настоящее время он переживает период бурного развития: последние три года его обороты росли на 33% и так будет продолжаться еще как минимум три года, рассказал на другой сессии конференции «Предпринимательский класс 2.0» исполнительный директор дивизиона «Малый и микробизнес» «Сбера» Вадим Колпастиков. Уже в 2024 году, по его словам, объем рынка перешагнет отметку в 10 трлн руб.
Портрет селлера, занятого на маркетплейсе, выглядит следующим образом: 97% работают небольшими группами до пяти человек, часто предприниматели диверсифицируют риски и занимаются минимум двумя типами товаров (например, товары для дома / одежда и обувь для взрослых или детские товары / красота и здоровье). На одного селлера, продолжил Колпастиков, приходится минимум две площадки, причем продавец выбирает обычно между маркетплейсом, интернет-магазином, соцсетью или собственным сайтом или телеграм-каналом.
Всего в сфере электронной коммерции пробовали себя более 746 тыс. россиян, рассказал представитель «Сбера». Причем три четверти (566 тыс. человек) — только на маркетплейсах. Еще 45 тыс. совмещают маркетплейсы и d2c (продажи через сайт или собственные предпочтительные каналы), 135 тыс. человек — только d2c. Каждый месяц более 17 тыс. предпринимателей делают первые шаги на маркетплейсах. Те, кто находятся на пересечении d2c и маркетплейсов, представляют собой наиболее проактивную и финансово эффективную группу, поскольку умеют разделять продажи по каналам, уверен эксперт.
«Не исключено, что маркетплейсы в скором времени потеснят классический ретейл. Уже сейчас пунктов выдачи заказов (ПВЗ) более 70 тыс., что эквивалентно точкам крупных офлайн-игроков. И эта тенденция продолжится: можно прогнозировать рост числа ПВЗ втрое, а их оборотов — впятеро к 2025 году. В 99% таких пунктов есть примерочные, 70% россиян имеют ПВЗ в десяти минутах ходьбы», — отметил Колпастиков.