Площадка для бизнеса: как маркетплейсы стимулируют экономику регионов

Обновлено 03 июня 2024, 08:26

В 2023 году в рунете были выполнены 5 млрд интернет-заказов на 8 трлн руб. Расширение бизнеса маркетплейсов и числа работающих с ними предпринимателей стало фактором социально-экономического развития регионов

Shutterstock
Фото: Shutterstock

По данным Data Insight, объем рынка розничной интернет-торговли в России достиг 7,8 трлн руб. (прирост на 44% год к году), а число заказов перевалило за 5 млрд (рост на 78%). Рынок e-commerce развивается даже лучше прогнозов. Так, в Data Insight ранее предполагали, что число интернет-покупок в 2023 году увеличится лишь до 4,5 млрд. В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ, объединяет крупные маркетплейсы) напоминают, что еще в 2012 году в рунете было продано товаров лишь на 405 млрд руб. Эксперты отмечают, что быстрый рост индустрии связан с удобной для покупателей и продавцов бизнес-моделью платформ, которая позволяет жителям любых населенных пунктов получать широкий ассортимент товаров, которых раньше в их доступе не было. «Наши пункты выдачи заказов в пешей доступности есть более чем у 134 млн россиян. Это значит, что 90% населения России сегодня имеет доступ практически к бесконечной полке маркетплейса», — говорит Сергей Беляков, управляющий директор Ozon. В АКИТ также отмечают, что маркетплейсы стимулируют потребление, поскольку дают доступ к неиссякаемому ассортименту товаров в любой точке страны.

Как маркетплейсы создают новый рынок труда

Растет и число занятых в бизнесе на платформах. Аналитики из Moneyplace подсчитывали, что в 2022 году число продавцов на крупнейших площадках Wildberries и Ozon выросло на 85%, достигнув 541 тыс. в марте 2023 года. По данным АКИТ, к этому моменту в отрасли было задействовано (в качестве продавцов или владельцев пунктов выдачи заказов, ПВЗ) 1,2 млн предпринимателей. В 2024 году в бизнесе Ozon, по подсчетам компании, было задействовано 1,4 млн человек, 93% из которых составляют предприниматели и их работники. 4 июня 2024 года компания проводит форум COM.E ON на «ВТБ Арене» в Москве и ожидает, что на него приедут порядка 10 тыс. предпринимателей со всей страны и в 8–10 раз больше людей присоединятся онлайн.

Маркетплейсы стали фактором изменений и на рынке труда. В DPD отмечали, что 20% россиян хотя бы раз попробовали себя в доставке. В Российской ассоциации электронных коммуникаций сообщали, что в 2021 году в сфере доставок были заняты 830 тыс. человек, а в 2023 году — более 1 млн человек.

За последние пять–семь лет появились и совершенно новые индустрии, компании и профессии, заработок которых напрямую связан с маркетплейсами. Сотни компаний обслуживают те или иные потребности продавцов: предоставляют услуги фулфилмента, помогают с продвижением магазина на маркетплейсе или обучают продажам. Появились специальные IT-сервисы и CRM-системы для управления магазинами на нескольких площадках. С ростом e-commerce продавцы расширяют собственные команды и нанимают профессионалов в свои компании. Спрос на «менеджеров маркетплейсов» есть в каждом регионе России: по состоянию на 31 мая на hh.ru размещены свыше 17 тыс. вакансий в индустрии маркетплейсов.

Значительное развитие получила индустрия пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Ozon сообщал, что в сети точек выдачи маркетплейса работает больше 100 тыс. человек.

Социальная функция для малых городов

При этом география бизнеса постоянно расширяется. «Драйвером e-commerce стали регионы. Рост в Москве и Санкт-Петербурге в 2023 году был в пределах 10%. В то же время в регионах юга России, Сибири и Дальнего Востока он более 40%», — заявлял глава АКИТ Артем Соколов. «Заняв наиболее выгодные локации в крупнейших городах, маркетплейсы вынуждены фактически переманивать покупателей друг у друга. В регионах ситуация иная. Там жители не избалованы обилием пунктов выдачи. При этом они также готовы платить за возможность делать онлайн-заказы и получать их в одном месте», — рассуждает гендиректор «Корпорации МСП» Александр Исаевич. «В сельской местности и удаленных регионах, в отличие от Москвы, Санкт-Петербурга и крупных городов, в принципе отсутствует непродовольственный ретейл, способный предлагать более-менее широкий ассортимент. Там можно купить хозяйственные товары в ряде дискаунтеров вроде Fix Price. Получается, что в торговле одеждой, обувью, бытовой техникой, электроникой альтернативы маркетплейсам там объективно нет», — рассуждает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.

«Безусловно, отсутствие больших торговых центров дает фору онлайн-площадкам, но решающую роль играют удобство и простота совершения покупок. Это подтверждается опытом крупных городов, где популярность маркетплейсов не снижается», — считает Александр Исаевич. Директор Tinkoff eCommerce Илья Кретов отмечал, что регионы будут точкой роста бизнеса и в ближайшие годы: «Сейчас туда перемещается активность продавцов и начинает дотягиваться логистическая инфраструктура». Сергей Беляков подчеркивает, что каждый четвертый пункт выдачи Ozon сегодня находится в городах и поселках с населением меньше 10 тыс. человек, где в радиусе 50 км могут быть всего один-два магазина с небольшим выбором товаров, «Когда в небольшом поселке или селе открывается пункт выдачи заказов Ozon, мы решаем проблему товарного неравенства для жителей», — резюмирует Сергей Беляков

«У меня есть ПВЗ в достаточно крупном поселке, — делится своим опытом Дмитрий Сурков, владелец ПВЗ из Тульской области. — Машина доставки до пункта проезжает там через весь поселок. В первые месяцы после открытия жители видели машину, выходили и шли за ней, если что-то ждали в доставке на этот день, выстраиваясь в очередь еще в процессе разгрузки машины. Сейчас уже привыкли и знают, что товар еще должны принять и обработать, только потом можно получить. На данный момент в поселке на вопрос «Где взял?» 80% вероятность получить ответ: «На Ozon».

Какие возможности открываются для малого бизнеса

По данным Tinkoff eCommerce, в 2023 году доля региональных продавцов в онлайн-торговле достигла 67%, при этом наибольший рост числа транзакций на онлайн-покупки пришелся на Омск (+91%), Красноярск (+88%), Новосибирск (+79%) и Челябинск (+79%).

«Активное вхождение маркетплейсов в регионы — возможность для МСП сразу по нескольким направлениям. Помимо очевидной онлайн-торговли, это открытие пунктов выдачи заказов и оказание логистических услуг», — рассуждает Александр Исаевич из Корпорации МСП. «Маркетплейсы позволяют более-менее гарантированно войти в бизнес со сложившимся рынком. Уровень риска снижается, поскольку создана определенная экосистема. А для предпринимателей-продавцов маркетплейсы удобнее офлайн-магазинов, так как в e-commerce нет проблем со вместимостью полки», — рассуждает основатель Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов.

«В онлайн-торговле для старта достаточно иметь небольшую сумму, ведь не нужно создавать магазины, арендовать площади хранения. Можно сразу получить доступ к покупателям практически в любом регионе. Это особенно важно потребителям вдали от крупных населенных пунктов, больше всего потребность в этом наблюдается в отдаленных городах и поселках», — говорит Александр Исаевич.

«Одна из наших важнейших задач — снизить порог входа в предпринимательство. Раньше владельцу бизнеса нужен был большой стартовый капитал. А сейчас он не нужен: от старта продаж вас отделяет 24 часа, начать их можно хоть с десяти единиц товара», — подчеркивает Сергей Беляков. При этом, добавляет он, для тех, кто не хочет продавать, есть еще более предсказуемый вид бизнеса — пункт выдачи заказа, который можно открыть даже в собственном частном доме, а первые полгода Ozon будет субсидировать затраты.

Поэтому, приводит динамику управляющий директор компании, в прошлом году половина от всех предпринимателей, которые начали работать с площадкой, были жителями городов с населением меньше 1 млн человек.

По словам Михаила Бурмистрова, экспансия маркетплейсов способствует увеличению доступности для покупателей и естественным образом помогает развитию МСП. «Понятно, что количество квалифицируемых и высокооплачиваемых рабочих мест в небольших населенных пунктах регионов существенно ниже, чем в крупных городах, поэтому там существенно более высокий потенциал для развития МСП. Тем более что есть спрос на продукцию малых предпринимателей, если речь идет о собственном мелком производстве. Это дает принципиально новые возможности», — говорит эксперт.

Что маркетплейсы создают в регионах

В «Infoline-Аналитике» отмечают, что маркетплейсы выступают основными драйверами спроса в России на логистическую инфраструктуру и коммерческую недвижимость в целом. «Сюда входят и крупные логистические фулфилмент-центры, меньшие по площади сортировочные центры, а также огромный сегмент ПВЗ, который сейчас динамично развивается. Мы видим, что тот же Ozon по количеству ПВЗ существенно опередил, например, Почту России», — говорит Михаил Бурмистров. По данным самого Ozon, в России компания открыла 2,6 млн кв. м складов, в том числе около 150 объектов за пределами столичного региона. В Ozon отмечают, что открытие фулфилмент-центра обходится в среднем в 8 млрд руб. и создает 2 тыс. рабочих мест, в результате количество местных продавцов в регионе увеличивается вдвое, а покупателей — втрое.

«В регионах, где мы открыли логистический хаб, существенно сокращается время на доставку. Мы видим, что там, где мы открываем фулфилмент-центр, число заказов утраивается по сравнению с предыдущим годом. В среднем вместе с открытием объекта вдвое вырастает и число предпринимателей, которые становятся нашими продавцами, а оборот их бизнеса за три года увеличивается в шесть раз. Это прямые доходы МСП по всей России», — говорит Сергей Беляков.

Александр Исаевич называет онлайн-торговлю одним из самых быстрорастущих сегментов экономики и МСП-сектора, поясняя, что компаний в сфере интернет-торговли сейчас в девять раз больше, чем до начала пандемии. Александр Исаевич добавляет, что развитие МСП благоприятно отражается на экономике страны через налоговые отчисления.

Михаил Бурмистров считает основным результатом бурного развития маркетплейсов рост доли малого бизнеса в стране. «Это невыдуманный, самый настоящий рост», — подчеркивает он. При этом рынок по-прежнему находится в стадии бурного роста. По расчетам Infoline, по итогам 2023 года в розничном онлайн-канале тратился каждый шестой рубль, а к 2027-м будет каждый третий. А значит, число предпринимателей, зарабатывающих вокруг маркетплейсов, как и покупателей, продолжит расти.

Поделиться