Эксперты по автострахованию назвали ключевую проблему в области ОСАГО

Обновлено 04 июня 2024, 06:00
пресс-служба ВСС и РСА
Фото: пресс-служба ВСС и РСА

Во вторник, 28 мая, в Центре событий РБК в Москве прошла XIX Международная конференция по страхованию, приуроченная к 30-летию Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и получившая название «30 лет ВСС — от прошлого к цифровому будущему».

В масштабном мероприятии было задействовано несколько десятков экспертов — представителей государства и крупнейших страховых компаний России. А состояло оно из пленарного заседания (участники которого вспомнили, как порядка 30 лет назад зародилась страховая отрасль в современной России, и обсудили основные вызовы, стоящие перед ней сегодня) и целого ряда круглых столов, посвященных разным видам страхования — страхованию жизни, автострахованию, агрострахованию, медицинскому страхованию и т.д. Сомодератором одной из дискуссий стала актриса Юлия Пересильд.

Ключевой темой конференции стала цифровизация услуг. Об этом говорили многие спикеры, в том числе Евгений Уфимцев, президент ВСС, президент Российского союза автостраховщиков (РСА), президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО). «Нам необходимо двигаться вперед, об этом говорят все страховщики. Российский страховой рынок уже многому научился, но также многое ему еще предстоит сделать. Мы всегда были фундаментальной, консервативной отраслью, однако последнее время произошло столько изменений, в нашей жизни появилось так много «цифры», что нам просто необходимо посмотреть по-другому на многие сервисные аспекты, — уверен Уфимцев. — В качестве примера могу привести принятие «короткого» полиса ОСАГО — на один день. Человек утром проснулся, решил поехать на работу на машине — и у него включилась страховка ОСАГО. И подобных изменений в нашей отрасли будет очень много». Другой яркий пример — запуск летом 2023 года в ОСАГО удаленного урегулирования убытков после ДТП. Благодаря нововведению значительно ускоряется процедура урегулирования и к тому же снижается риск ошибок при заполнении необходимых документов, поскольку многие данные «подтягиваются» из базы данных в автоматическом режиме.

Теме автострахования и, в частности, ОСАГО был посвящен отдельный круглый стол, модератором которого был вице-президент ВСС, директор по методологии страхования РСА Евгений Васильев. Ключевой проблемой, которой коснулись участники этой встречи, стал вопрос натурального возмещения.

«Напомню, что возможность ремонтировать транспортное средство в ОСАГО появилась еще в 2017 году и тогда этот способ возмещения был введен как приоритетный для легковых транспортных средств, — отметил Васильев. — Но последнее время ситуация усложнилась из-за ухода большого количества автопроизводителей: логистические цепочки нарушились или сильно удлинились».

Заместитель гендиректора, директор по розничному страхованию «Альфа-Страхования» Александр Горин поделился мнением, что, хотя формы натурального возмещения есть и в каско, и в ОСАГО, фокусироваться все же надо именно на ОСАГО, где пока больше всего проблем. По словам эксперта, сейчас максимальная доля натурального возмещения в регионах с более развитой сетью станций техобслуживания, с наличием лучшего объема и предложений по запчастям: это Москва, Санкт-Петербург и промышленные центры Урала. Наименьшая доля — на юге страны, в Сибири и на Дальнем Востоке.

В ходе дискуссии участники круглого стола обозначили ряд проблем, которые присутствуют сегодня в области натурального возмещения в ОСАГО. Это отсутствие дистрибуции и централизованных складов, а также непрогнозируемый срок поставки запчастей. Доставка некоторых групп деталей, в первую очередь электроники, либо затруднена, либо невозможна по причине санкций. А в рамках определенного законодательством срока урегулирования (30 дней) выполнить ремонт практически невозможно.

«Быстро, качественно и дешево сделать ремонт по ОСАГО сегодня недостижимо, — подчеркнул директор дирекции по урегулированию массовых убытков компании СОГАЗ Сергей Гончаров. — Основная задача страхового сообщества — найти компромисс между этими составляющими и сдвинуться хотя бы в сторону реализации двух из них».

Директор департамента урегулирования убытков розничного бизнеса «Ингосстраха» Максим Дмитриев признался, что весь сектор сегодня чувствует давление негативных тенденций: «Разрушается текущая инфраструктура, и количество партнеров, которые оказывают услуги по натуральной форме возмещения в ОСАГО, уменьшается. Это давление приводит к спорам, искам, обращениям — и партнеры уходят, несмотря на то что априори это белый, хороший бизнес, который должен развиваться».

В качестве решения перечисленных проблем эксперты назвали ряд мер. Это легализация использования б/у запчастей в ОСАГО, предложение клиенту альтернативы при сохранении требований к гарантии, изменение порядка клиринга, а также придание станциям, осуществляющим ремонт в ОСАГО, статуса отдельного участника процесса урегулирования убытка.

Поделиться