Как платформы стали фундаментом новой экономики

Обновлено 07 июня 2024, 06:30

Всеобщая цифровизация сформировала новый рыночный уклад — платформенную экономику. Задать правильный тон ее быстрому росту должно отдельное специальное регулирование, считают эксперты

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Вклад цифровых платформ в ВВП России, по разным оценкам, уже достигает от 2 до 5%. В стране развиваются десятки цифровых платформ: почти в каждом сегменте есть несколько активных игроков или платформы, выигравшие конкуренцию. В качестве платы за победу такие платформы берут на себя ответственность за состояние целых сегментов рынка, отмечает научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Благодаря платформам рынок в целом становится более свободным — на разных площадках конкурируют продавцы товаров и поставщики услуг, а конечный потребитель выигрывает, получая многообразие предложения и лучшие условия, считает он. Использование новых технологий обеспечивает простоту и прозрачность транзакций, а также снимает географические барьеры. Поставщики могут сотрудничать с несколькими платформами одновременно, наращивая свою целевую аудиторию и потенциал роста дохода.

Могут возникнуть ситуации, когда поставщики вынуждены конкурировать исключительно по цене, что негативно сказывается на потребительских характеристиках товара или услуги, считает партнер «Деловых решений и технологий» (ДРТ) Тимофей Хорошев. При этом, если платформизация приводит к победе поставщика с наиболее низкой себестоимостью и наиболее эффективным и рациональным применением ресурсов, в том числе трудовых, на макроуровне это означает повышение эффективности экономики в целом, считают в ДРТ.

«Платформизация отдельных рынков — это то, что мы будем шаг за шагом наблюдать во всей экономике», — уверен замглавы администрации президента РФ Максим Орешкин. Министр цифрового развития Максут Шадаев также указывает платформизацию как основной тренд на российском рынке до 2030 года.

Связующее звено

По оценкам компании «Технологии доверия», в лидерах платформизации остаются медиа, развлечения, ретейл, банки. Так, цифровые платформы для общения охватывают до 78% пользователей, маркетплейсы — до 65%, а площадки, ориентированные на поиск заказов и заданий, пока покрывают потребности пользователей примерно на 40%, подсчитывает партнер технологической практики «Технологий доверия» Артем Семенихин. Платформы забирают на себя много общих вопросов, обеспечивают сервисы и трафик, которые предприниматель может преобразовать в выручку.

Цифровые платформы сохраняют роль посредников между разными участниками рынка. Они связывают потребности с ресурсами, поставщиков с потребителями, спрос с предложением и снижают транзакционные издержки, ускоряя поиск, исполнение и оплату товаров и услуг. По данным ИСИЭЗ ВШЭ, 80% компаний из разных отраслей работают с поставщиками и партнерами через цифровые платформы, сокращая при этом затраты более чем на 50%.

«Платформы стали важной нишей прежде всего для малого и среднего бизнеса, и их популярность у этого сегмента будет расти», — отмечает управляющий директор «Авито» Влад Федулов. По его словам, низкий порог входа на цифровую платформу позволяет предпринимателям быстро и эффективно тестировать бизнес-идеи. А новые инструменты, в которые активно инвестируют платформы, обеспечивают масштабирование без существенных затрат.

Среди плюсов такой экономики — «сетевой эффект». Благодаря ему ценность предложения для потребителя повышается от растущего числа исполнителей: это дает увеличение скорости оказания услуги и снижает ее стоимость. С вовлечением платформ становятся прозрачнее отношения между всеми участниками рынка, растут качество и стандарты оказания услуг, подчеркивает директор по работе с госорганами «Яндекс Такси» Антон Петраков. При этом платформы создают множество сервисов и решений, которые, сокращая издержки для партнеров, позволяют им сфокусироваться непосредственно на своей деятельности, добавляет эксперт.

Платформенная занятость

По прогнозам консалтинговой компании A2Z Market Research, глобально платформенная экономика как самостоятельный сегмент будет расти со среднегодовым темпом 17,4% вплоть до 2027 года. Важным драйвером здесь стала повсеместная цифровизация в том числе под влиянием пандемии COVID-19, с распространением удаленных форматов взаимодействия и популяризацией цифровых сервисов.

В России в платформенную занятость уже вовлекается до 16% работоспособного населения против 14% в 2022 году, следует из доклада НИУ ВШЭ. При этом 12,5% человек заняты эпизодической работой через платформы, а 3,5% — сотрудничают с ними регулярно. То есть число регулярно занятых платформенных исполнителей увеличилось за два года с 3,4 млн до 3,7 млн человек.

Платформенная экономика существенно влияет на рынок труда, подтверждают в Ozon. Так, развитие сети пунктов выдачи заказов Ozon в 2023 году создало более 100 тыс. новых рабочих мест для работников последней мили, а работа курьеров сегодня занимает второе место среди самых высокооплачиваемых специальностей.

Ярослав Кузьминов поясняет, что платформенная занятость снимает региональное неравенство в доступности спроса и предложения на труд, позволяет вовлекать людей, способных выделить на подработку не больше нескольких часов в сутки: школьников, студентов, пенсионеров, любых лиц, нуждающихся в дополнительном или временном доходе.

Очерчивание рынка

По мере усиления роли платформ в разных отраслях, расширения их географии и роста численности платформенных занятых сформировался запрос на регулирование этой сферы. Чтобы утвердить права платформенных занятых и трехсторонний формат «заказчик — платформа — исполнитель услуги», законодатели и эксперты прорабатывают отдельный законопроект. Согласно ему, отношения между платформами и исполнителями будут гражданско-правовыми, а не трудовыми.

«Отдельный закон готовят о деятельности платформ занятости, через которые десятки миллионов людей ежедневно заказывают еду, такси, доставку. Документ планируют внести в Госдуму до конца июля», — говорит один из инициаторов регулирования, депутат Андрей Исаев.

«В регулировании платформенной занятости наша главная задача — чтобы оно соотносилось с динамикой развития рынка и не остановило его рост, поэтому мы активно вносим свои предложения и даем рекомендации, — констатирует председатель наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ Андрей Шаронов. — Сейчас все сходятся на том, что общее регулирование платформ на старте должно быть рамочным и гибким — сначала сферу нужно четко идентифицировать, очертить, рассмотреть ее основные проблемы, а потом уже в перспективе прописывать их решение. Мы пока находимся на этапе очерчивания рынка».

Будущий закон сделает платформенных занятых более защищенными и повысит уровень ответственности платформ. В нем будет закреплен новый тип взаимоотношений с участием платформ как посредников между заказчиками и исполнителями, а также прописаны основные права занятых через платформы — возможность самим принимать или отклонять заказы, выбирать заказы на разных платформах, сотрудничать с ними параллельно и в любое время останавливать сотрудничество с отдельной платформой.

От цифровой платформы предполагается обязательное информирование об условиях сотрудничества, установленные стандарты качества оказания услуг, контроль необходимых лицензий у исполнителя. Еще платформы получат права устанавливать обязательные требования к работе и штрафовать занятого за ненадлежащее исполнение заказа.

Разрешением возможных споров на платформах займется новый отдельный орган — совет цифровых платформ. Эта организация должна будет регулировать взаимодействие между платформами и исполнителями, определять условия возмещения ущерба, уточняет Андрей Исаев.

В результате регулирование платформенной занятости сократит текущий рынок теневых исполнителей и увеличит соответствующие налоговые поступления, убеждены авторы инициативы.

Защитные инструменты

Законопроект о платформенной занятости также должен создать условия для социального страхования исполнителей, продолжает Андрей Исаев: «В Социальном фонде будет открыто дело на каждого из исполнителей, после чего человек сможет перечислять средства себе на пенсию, больничные нужды и прочее». При этом платформа должна создать все условия для открытия счета в Соцфонде, а Совет цифровых платформ должен давать преференции тем, кто согласился на добровольное соцстрахование, добавляет он.

По словам депутата, для таких случаев в Соцфонде разработают разные страховые пакеты. В зависимости от вида начислений — по болезни, для накопления пенсии, выплаты отпускных — могут быть установлены разные «страховые премии». Тем, кто захочет страховаться только по болезни, будет установлен один процент отчислений от месячного заработка, для тех, кто хочет получать полноценную пенсию, — другой, кто хочет страховать себя только на выплату отпускных — третий.

Предполагается, что цифровые платформы должны будут активно стимулировать исполнителей оформлять соцгарантии, получат возможность софинансировать их накопления и давать преференции за добровольные отчисления.

Со временем социальная защита занятых должна стать едва ли не главным условием входа на цифровую платформу, предлагает Ярослав Кузьминов. По его расчетам, «входные» размеры социальных платежей могут наращиваться постепенно, начиная с 1,5% на социальное обеспечение по краткосрочным проблемам, с последующим включением медицинского страхования, в последнюю очередь, если понадобится, — пенсионного обеспечения.

Ярослав Кузьминов предложил создать социальный конструктор для платформ — инструмент, который позволит исполнителю самостоятельно выбирать необходимые ему соцгарантии на платформе. Формат конструктора может помочь с поэтапным введением налогов через постепенное повышение уровня ответственности самих цифровых платформ и предоставление самозанятым большего числа социальных гарантий.

Значимость социальной защищенности для платформенных занятых, по последним данным ЦСР, растет. По сравнению с 2021 годом в прошлом году среди своих основных приоритетов занятые назвали оплату труда, соразмерную фактически отработанному времени, пенсионные отчисления и страхование от несчастных случаев.

Поделиться
Авторы
Теги