Участники ПМЭФ обсудили развитие отечественных стриминговых платформ
В рамках сессии «О контенте и конкуренции: развитие отечественных стриминговых платформ» на ПМЭФ-2024, который прошел с 5 по 8 июня в Санкт-Петербурге, эксперты обсудили тенденции развития отечественных платформ, а также возможные контентные стратегии в интересах потребителей и рынка.
В ходе дискуссии генеральный продюсер видеохостинга RUTUBE и онлайн-кинотеатра PREMIER Давид Кочаров поделился примером успешных запусков совместных проектов, которые в результате дали большие просмотры обеим площадкам. По его словам, цифровые активы коллаборируются не только друг с другом, но и с телеканалами. «И это партнерство, с одной стороны, позволяет сокращать расходы на стоимость производства, а с другой — делать производство более качественным», — подчеркнул топ-менеджер. Кроме того, Кочаров анонсировал появление в ближайшем будущем на этих платформах новых совместных продуктов, в частности нескольких сериалов.
Глава департамента по исследованиям АО «Газпром-Медиа Холдинг» Дарья Пугачева отметила, что из-за ухода мейджоров потребовалось больше контента, что сформировало дополнительную нагрузку на продакшены и спровоцировало рост цен на производство. «Окупаемость затрат на контент исключительно своими силами неизбежно будет приводить к увеличению цены подписки, а это потенциально ведет к оттоку базы, — уточнила Пугачева. — Поэтому ко-эксклюзивы стали вынужденным решением выхода из ситуации роста цен на продакшен».
Чтобы оставаться конкурентоспособными, видеоплатформы вынуждены регулярно пересматривать стоимость производства контента, зарплаты сотрудников, а также цены на подписки. По словам гендиректора All Media Company Георгия Шабанова, исследования показали, что за последние два года почти во всех производственных цехах произошло повышение цен от 15 до 60%. Кроме того, аналитики отмечают рост цен на 30% в актерском цехе и сильное подорожание контента. Все эти факторы, по мнению Шабанова, отрицательно отражаются на участниках рынка.
Как рассказал гендиректор Wink Антон Володькин, в отечественном кинопроизводстве много тенденций на производство контента, которое не смогут повторить западные платформы. В частности, наблюдается тренд на фантазийные истории, а также на события 1990-х годов.
По словам гендиректора ООО «Марс медиа энтертейнмент» Юлии Ивановой, в современных реалиях для того, чтобы успешно продвигать проекты и привлекать аудиторию, необходимо постоянно экспериментировать с форматами, использовать различные каналы распространения и следить за трендами.
«Сейчас мы ищем разные жанры, истории и характеры в определенные промежутки времени. Это вынужденный подход, поскольку потребителю нужно заменить зарубежный контент российским, — отметила Иванова. — Но вопрос качества стоит очень остро, равно как и цены производства. Рост цен связан с тем, что сейчас идет всплеск на производство сериалов и полных метров, из-за чего мы вынуждены поднимать стоимость».
Быстро меняющийся рынок видеосервисов требует от создателей контента гибкости. Однако, по мнению генерального продюсера Okko Гавриила Гордеева, в ближайшие десять лет количество игроков в этой отрасли рискует сократиться, а сам рынок будет четко сегментирован. «Одни платформы будут создавать простой, но популярный контент, а другие — художественные произведения, которые будут нести важную миссию, ретрансляцию новому поколению культурного кода нашей страны», — уточнил Гордеев. И добавил, что даже самый увлекательный сериал не сможет привлечь и удержать зрителей, если платформа, на которой он представлен, неудобна технически.
Постоянное развитие характерно для платформы YAPPY, которая входит в «Газпром-Медиа Холдинг». По словам гендиректора сервиса Данилы Овчарова, приложение стремится к постоянному улучшению и развитию, что позволяет ему привлекать молодую аудиторию.