Как запрос на креативность меняет образование
Спрос на творческих профессионалов растет. Следуя потребностям рынка, изменился образовательный подход к подготовке специалистов креативных индустрий
В России к 2030 году планируется увеличение доли творческих отраслей в ВВП страны до 6% в соответствии с Концепцией развития креативных индустрий, утвержденной правительством РФ в 2021 году. За несколько лет, по данным Росстата, вклад творческих индустрий в экономику России вырос с 2,8% в 2017 году до 3,5% в 2023-м.
В своем выступлении на ПМЭФ-2024 президент России Владимир Путин призвал парламентариев как можно скорее принять закон о работе креативных индустрий: «Прошу в весеннюю сессию принять федеральный закон, который задаст четкую правовую базу креативной индустрии, а в дальнейшем позволит установить общие стандарты ее поддержки».
Запрос на креативность будет расти. Интересно, что и современный абитуриент-подросток готов способствовать этому, предъявляя требования к месту и формату образования. Креативность, свобода, agile-среда, возможность раскрыть свой потенциал — уже ключевые критерии выбора образовательной организации. О том, какие новые образовательные форматы используются при подготовке специалистов креативных индустрий, рассказывает Кристина Граль, директор по стратегическому развитию колледжа информационных технологий IThub.
Ломаем стереотипы, внедряем новые подходы
Креативность — одна из базовых ценностей колледжа IThub наряду еще с шестью: свободой, обучением, технологиями, рефлексией, командой, энергией. «Мы создали среду, в которой студенты имеют возможность креативить и защищать свои проекты, выходить с инициативами, транслировать идеи. Благодаря интернету картина мира современного подростка выходит далеко за пределы квартиры, школы, города. Создавая пространство, важно учитывать желание детей жить «без стен», — говорит Кристина Граль.
Современные студенты ценят креативный подход во всем — от одежды до места обучения. IThub отвечает им взаимностью, обеспечивая каждого студента комфортными условиями: не просто кабинет с белыми стенами, а тематические аудитории с дизайнерскими решениями для разнообразных задач, не сессии, а контрольные точки. Технологии — неотъемлемая часть обучающего процесса: обучение проходит на современной онлайн-платформе, аудитории оснащены необходимой техникой, все учебные материалы доступны студентам в онлайн-формате на протяжении всего времени учебы. Физическое пространство в концепции современного agile-офиса с граффити, чилаут-зонами с гамаками и пуфами по всему колледжу способствует продуктивной работе, отдыху и творческому подходу.
Образование как навык
В колледже выстроена обучающая модель, при которой студенты развивают навык нестандартно мыслить, предлагать нетривиальные, но эффективные решения, адаптироваться к изменениям. На первый план выходит личность, владеющая знаниями, а не знания, полученные в процессе обучения. Это требует принципиально нового подхода к образованию.
В IThub обучают промышленных, веб- и графических дизайнеров, которые могут реализовать проект любой степени сложности. Геймдизайнеры и разработчики уже на стадии обучения создают актуальные игры. Формируются целые проектные команды, которые пользуются высоким спросом у работодателей.
Студенты кафедры кинопроизводства изучают ремесло, задействуя новейшие технологии и нестандартные подходы, в числе которых «сценарная комната», «виртуальный продакшен». Будущие диджитал-специалисты с кафедры маркетинга и коммерции осваивают широкий спектр инструментов продвижения компании в цифровой среде, создавая инновационные проекты.
Выпускаясь из колледжа, специалисты становятся востребованными на рынке и получают офферы в крупнейшие IT-компании.
«Я считаю, что именно креативность создает пространство для преображения нашего мира, раздвигая строгие рамки правил. Креатив — ключевой вектор в любом деле, в котором вы хотите совершить открытие или привнести что-то новое. В нашем колледже все понимают ценность креатива, и каждый проект является в своем роде картиной, которую мы бережно выставляем в галерее-портфолио», — отмечает Тимофей Кульков, студент кафедры дизайна IThub college.
Запрос от бизнеса
На рынке труда специалисты креативных технологий становятся все востребованнее. Перспективные молодые люди чаще выбирают для себя траекторию обучения креативным специальностям — веб-дизайну, промышленному дизайну, геймдизайну, видео- и контент-мейкингу, диджитал- и бренд-маркетингу, направлениям киноиндустрии.
Перед компаниями-работодателями стоят сложные задачи по реализации проектов, созданию и развитию доходных стартапов, диверсификации бизнесовых портфелей. Без команды творческих специалистов под руководством опытных проджект-менеджеров сегодня крайне сложно представить успешные кейсы.
Крупные компании готовы бороться за свои кадры, предлагая конкурентную заработную плату и бонусы для поддержания мотивации сотрудников.
Создание коммерчески эффективного контента, использование аддитивных технологий и игровых механик в бизнесе, креативная визуализация бизнес-процессов, разработка дизайн-проектов в интерьере, IT-инфраструктуре (на сайтах, в мобильные приложениях) — современная реальность, которую создают начинающие и опытные специалисты. Кроме того, активно внедряются разработки в области искусственного интеллекта — нейросети, способные воссоздавать изображения, картинки и даже видео. Все это невозможно без креативных технологий.
Хакатоны и конкурсы
Получение образования за партой вызывает у современного студента отторжение. «Будущие специалисты хотят попробовать свои силы в проектах с реальными задачами, в меняющихся условиях, — говорит Кристина Граль. — Поэтому, помимо комфортной среды и практикоориентированного подхода, мы организуем для них возможность участия в хакатонах и конкурсах от средних и крупных компаний».
Перед студентами ставятся задачи, которые нужно решить за короткое время. Хакатон может длиться от нескольких часов до недели в зависимости от сложности задачи. Команды или индивидуальные исполнители должны предоставить продукт, готовый к использованию заказчиком. Эксперты из компаний оценивают результат и привлекаются для консультаций.
Студенты получают опыт работы «в полях» и формируют портфолио из востребованных у бизнеса проектов. А также проходят бесценную практику взаимодействия с лидерами индустрии, раскрывая свой творческий потенциал и профессионально совершенствуясь. Это своего рода креативная гавань, которую совместно создают образовательные структуры и бизнес.