Ozon анонсировал новый тариф «Эконом» для продавцов
На конференции для предпринимателей COM.E ON Forum от Ozon маркетплейс объявил о старте новой модели для продажи недорогих товаров — тарифе «Эконом». Среди российских маркетплейсов Ozon первым запустил такую модель
Свыше 77% продаж в российской рознице занимают товары из категории повседневного спроса до 200 руб., по данным аналитического агентства Nielsen, но в большинстве случаев их почти невозможно купить онлайн.
Причина в том, что продавцам нерентабельно размещать товары дешевле 500 руб. из-за невыгодных условий продажи. В свою очередь, маркетплейс выставляет высокую комиссию на эти товары, так как дорого обходится их обработка. В результате товары повседневного спроса стоят либо дорого, либо их мало. В то же время, говорят в Ozon, очевидно, что клиенты нуждаются в недорогих товарах: более 1 млн запросов ежемесячно составляют товары из таких категорий, как гель для стирки, конфеты, носки, зубная паста.
«Мы нашли решение — за счет минимальной логистики с нашей стороны поставщики недорогих товаров получают экономически выгодные условия работы на онлайн-площадке, а покупатели смогут делать привычные регулярные покупки онлайн по конкурентным ценам», — говорит Виктория Аткишкина, директор по развитию бизнеса Ozon.
Расходы продавцов на тарифе «Эконом» в среднем в три раза ниже, чем раньше при работе со склада маркетплейса (модель FBO). Тариф за продажу составит от 1 до 5%, а стоимость логистики — от 12 руб. за штуку.
Снижение цены логистики происходит из-за перехода со штучных поставок к партии — по тарифу «Эконом» маркетплейс обрабатывает не штуки, а короба (кванты). Короб отправляется со склада в доставку, когда набирается необходимое количество заказов на всю партию. После отправки со склада упаковка разделяется на штучные заказы уже на следующих этапах логистики. Речь идет о популярных товарах, поэтому, по расчетам Ozon, наполнение коробов не должно превышать нескольких дней.
Квант формирует сам продавец — упаковка начинается от двух штук, в среднем это 6–12 штук. Ozon не рекомендует ставить большие кванты (более 30 штук), так как накопление заказов в этом случае будет долгим.
Сроки доставки зависят от оборачиваемости товара, его цены и размера кванта — показателей, на которые влияет сам продавец.
Такая модель снижает издержки на процессы фулфилмента — размещение, обработку и сборку заказа на складе, у предпринимателей сокращаются расходы на площадку, а значит, они могут предлагать более выгодные цены покупателям.
Тариф «Эконом» можно использовать параллельно привычному FBO, то есть продавать один и тот же товар штучно и экономно. «Мы даем экономию в комиссию и ожидаем, что продавцы переложат ее в цену, иначе квант не будет быстро накапливаться. Это двустороннее движение между продавцом и площадкой», — сказала Виктория Аткишкина в интервью на COM.E ON Forum.
В тарифе также есть опция выкупа кванта целиком — это выгодно оптовым продавцам, они смогут без дополнительных расходов на логистику продавать их поштучно и расширять аудиторию среди тех, кого раньше останавливал «оптовый» формат закупки.
Для покупателей срок доставки меняется, но остается оперативным — несколько дней, так как тариф «Эконом» действует только на товары, которые заказывают чаще всего.
Товары будут представлены на отдельной витрине и обозначены специальной плашкой в поисковой выдаче. Так более 26 млн клиентов будут ежедневно видеть эти товары.
Тестовая группа продавцов начала работать по новой схеме в июне 2024 года. Для всех предпринимателей тариф «Эконом» станет доступным с конца лета.
Рост в два раза быстрее рынка
Новая тарифная модель была представлена на масштабной ежегодной конференции для продавцов COM.E ON Forum Ozon в «ВТБ Арена». На событие собралось более 11 тыс. предпринимателей, чтобы узнать о трендах в e-commerce, а онлайн-трансляция собрала свыше 100 тыс. просмотров.
Самая яркая тенденция на рынке — стремительный рост онлайн-предпринимательства. В 2023 году число продавцов увеличилось в 2,5 раза, только на Ozon их более полумиллиона, причем для 300 тыс. это первый бизнес в жизни. Львиная доля продавцов (115 тыс. в 2023 году) выходят на маркетплейс из городов-немиллионников. Ozon поддерживает их, снижая стартовые барьеры и предлагая готовые решения по логистике, вовлечению аудитории, рекламе и финансам.
Благодаря удобной доставке покупатели в регионах все чаще предпочитают маркетплейсы: из 50 млн покупателей Ozon 32 живет в небольших городах, каждый второй житель малых городов и сел заказывает товары онлайн. За пять лет продажи в населенных пунктах до 50 тыс. жителей выросли в 78 раз.
Растущий масштаб задает новые системные отношения между предпринимателями и онлайн-площадками: так, активные продавцы и владельцы ПВЗ объединились в ассоциацию партнеров Ozon, чтобы эффективнее вести диалог с маркетплейсом.
За пять лет площадка инвестировала почти 100 млрд руб. в ускорение логистики, чтобы товары быстрее доставлялись покупателям, что выгодно и продавцам. В 2024 году маркетплейс откроет новые логистические центры еще в трех странах и десяти городах. Новые логистические центры уже появились в Ставропольском крае и Армении, а в июне Ozon запускает операции на первом сортировочном центре в Узбекистане. Новые фулфилмент-центры откроются также в Омске, Оренбурге, Перми, Саратове, Тюмени, Уфе и Ярославле.
В прогнозах Ozon — по-прежнему расти в два раза быстрее рынка за счет развития продаж предпринимателей. Ozon Fintech, например, продолжит оставаться драйвером бизнеса, предлагая новые услуги: страхование для продавцов и владельцев ПВЗ, лизинг для транспортных партнеров, эквайринг для бизнеса, а также премиум-банкинг для физлиц.
Годовой оборот площадки в 2023 году — 1752 млрд руб., по итогам первого квартала 2024 года — 570 млрд руб. К концу 2024 года планируется нарастить оборот примерно на 70% и оставаться в «зеленой зоне» по скорректированной EBITDA.
Онлайн-платформа Ozon связывает 500 тыс. предпринимателей с 50 млн покупателей. В ассортименте площадки 370 млн товаров, на их продажи приходится более 90% оборота маркетплейса. Компания предоставляет бизнесу цифровые, логистические и рекламные сервисы для развития онлайн-продаж.
Ozon обеспечивает равный доступ к онлайн-покупкам с удобной доставкой для 134 млн жителей России. Логистическая инфраструктура компании занимает более 2,6 млн кв. м более чем в 100 городах от Калининграда до Хабаровска. Ежедневные операции площадки поддерживает более 100 тыс. работников логистики, 60 тыс. перевозчиков и 30 тыс. модераторов контента.