Эксперты обсудили актуальные вопросы на Форуме непрерывного образования

Обновлено 05 июля 2024, 16:12
пресс-служба Российского общества «Знание»
Фото: пресс-служба Российского общества «Знание»

В Москве на Выставке «Россия» прошел Форум непрерывного образования, организованный Российским обществом «Знание» и Центром знаний «Машук». Его участниками стали представители федеральных и региональных органов государственной власти, представители вузов, школ, детских образовательных и развивающих центров, малого и среднего бизнеса, бизнес-тренеры, общественные деятели и руководители HR-подразделений.

В первый день форума, 2 июля, состоялся Ректорский день, в ходе которого более 100 представителей ведущих вузов страны обсудили национальные цели развития России до 2030 года. А 3 июля прошла основная программа — более 15 экспертных дискуссий, форсайт-дискуссий и круглых столов.

Между образованием и воспитанием

Стартовала деловая программа второго дня с пленарной дискуссии «Развитие дополнительного образования в России. Взгляд государства и бизнеса», участники которой обсудили требования бизнеса к навыкам и компетенциям сотрудников, развитие кадрового резерва через систему повышения квалификации, роль вузов в системе допобразования и многие другие вопросы.

Ее модератором стал генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков. Он начал встречу с позитивного факта: согласно недавнему исследованию, 80% студентов и школьников сегодня стремятся искать дополнительные источники образования. «Это становится тенденцией, жизненной философией нашей молодежи», — отметил Сериков. И передал слово первому заместителю министра просвещения РФ Александру Бугаеву, выступление которого было посвящено тому, как в общеобразовательных организациях меняется система допобразования и какие возможности создает для этого государство.

пресс-служба Российского общества «Знание»
Фото: пресс-служба Российского общества «Знание»

«Процесс обучения ребенка в школе — это птица с двумя крыльями, одно из которых — образование, а другое — воспитание. И для меня дополнительное образование — это прежде всего воспитательная деятельность, — отметил Бугаев. По словам первого замминистра, за последние годы в данной сфере произошла большая революция — и в плане оснащенности, и в плане внимания, которое государство стало ей уделять. В частности, в рамках нацпроектов было очень много сделано для улучшения материально-технической базы. «И данная работа будет продолжена в новом цикле нацпроектов, — уверен эксперт. — Для этого необходимо объединить усилия бизнеса, общественных организаций и государства».

пресс-служба Российского общества «Знание»
Фото: пресс-служба Российского общества «Знание»

Заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова рассказала, как за последнее время в России трансформировалась система повышения квалификации: «Педагоги всех уровней всегда должны были повышать квалификацию раз в несколько лет. Но с 2018–2019 годов появилась потребность в повышении квалификации в сфере «мягких» навыков. Технологии быстро меняются, и мы должны быть в курсе этих перемен». Петрова убеждена, что без постоянного обучения педагог быстро потеряет конкурентоспособность: «Когда мы учимся, мы развиваемся. Получение новой информации и умение с ней работать просто необходимо преподавателю, иначе он быстро станет некомпетентным». По мнению замминистра, один из важных показателей уровня образования в вузе — то, сколько внебюджетных средств он может привлечь за счет реализации программ допобразования.

Замминистра транспорта РФ Константин Пашков обрисовал для коллег и слушателей ситуацию с образованием в транспортной отрасли. «Самая большая страна в мире не может развиваться без транспортной системы, которая невероятно выросла за последние 20 лет. Чтобы все это работало, функционируют 19 вузов в системе Минтранса и 28 — в смежных системах, где в общей сложности обучаются более 500 тыс. студентов. Это огромная армия, и для нас подготовка кадров — не пустой вопрос. Наша задача — сделать так, чтобы человек вышел из вуза специалистом, преданным своей отрасли, — подчеркнул Пашков. — Образование — это зрелость, багаж. Человек расходует полученные в вузе знания в течение всей жизни, постепенно их дополняя. Половина от этих 500 тысяч приходят к нам за допобразованием».

Победить или возглавить?

Среди экспертных дискуссий особенно интересной стала встреча, посвященная обсуждению уровня образовательных услуг в интернете. Участники дискуссии «Инфобизнес: как регулировать качество образовательного контента» попытались совместными усилиями решить, что делать с огромной массой «специалистов», которые предлагают неопытному потребителю продукт очень сомнительного качества.

Модератор беседы, заместитель председателя Государственной думы Федерального Собрания РФ Борис Чернышов задал экспертам вопрос: соответствует ли сегодня качество образования в интернете высоким образовательным стандартам? Ответ на него был очевиден, но каждый спикер раскрыл тему по-своему.

Председатель комитета Государственной думы по просвещению Ольга Казакова сообщила, что в современном обществе есть огромный запрос на защиту и безопасность детей в интернете, и уверила гостей, что работа в этом направлении ведется постоянно. В частности, за последнее время были приняты три новых закона. Первый защищает персональные данные, которые пользователи вносят в государственную информационную систему. Второй закон связан с запретом мобильных телефонов на уроках, а третий касается учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины».

Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Светлана Кочетова эмоционально высказалась о деятельности интернет-блогеров и коучей. «У этих людей нет профессионального образования, и непонятно, как регулировать их деятельность: к ней неприменимы лицензионные требования, нет понятийного аппарата, — объяснила Кочетова. — Но мы с Госдумой будем над этим работать. Необходимы профессиональные сообщества, и допуск к этой деятельности должен быть в надежных руках».

«В целом законодательное регулирование в области контента для детей уже сложилось. Установленные правила учитываются во всей цепочке производства и распространения контента. Дополнительно принимаются законы в ответ на актуальные цифровые вызовы, в частности, законопроект о запрете треш-стримов. Несмотря на наличие действующих законов, существуют отдельные проблемы, которые нуждаются в точечной донастройке. Например, отсутствуют детальные правила маркировки компьютерных игр, несмотря на их широкую востребованность у детей. Игровая отрасль активно это обсуждает и готовится провести добровольный эксперимент», — заявила Елизавета Белякова, председатель Альянса по защите детей в цифровой среде. По ее словам, более 90% подростков сталкиваются с цифровыми угрозами: фейками, мошенничеством, игровой зависимостью, интернет-зависимостью, кибербуллингом и другими рисками. К сожалению, большинство юных пользователей в таких случаях не обращаются за помощью к взрослым. И эта проблема заслуживает отдельного внимания, так как доверительные отношения детей с родителями и учителями помогают противостоять киберугрозам.

Накала беседе добавил председатель Общероссийского движения предпринимателей, сопредседатель Совета предпринимателей Москвы Андрей Ковалев, предложивший радикальный способ борьбы с инфобизнесменами: «Я вижу угрозу национальной безопасности России в тотальном распространении мошенников всех мастей. Миллионы жертв потеряли триллионы рублей. Путь решения проблемы один — как и с казино: все эти курсы запретить, закрыть и подготовить необходимые законы».

В целом участники дискуссии сошлись во мнении, что тотальный запрет не поможет и лишь спровоцирует всплеск нелегальной деятельности. Задача государства, бизнеса и каждого отдельного человека — следить за актуальной повесткой, оценивать возможные риски, находиться в контакте с детьми и развивать их, используя имеющиеся технологии.

пресс-служба Российского общества «Знание»
Фото: пресс-служба Российского общества «Знание»

По окончании форума, в рамках которого выступили более 100 спикеров, его результаты прокомментировал гендиректор общества «Знание» Максим Древаль: «Нам удалось объединить на одной площадке государственных деятелей, учителей и преподавателей, представителей бизнеса и многих других экспертов — всех, кто развивает российское непрерывное образование и делает все для того, чтобы оно было на высоком уровне. Опыт, знания, мнения каждого важны, ведь совместно мы создаем единую экосистему, делая значительный вклад в настоящее и будущее России. Нам важно использовать лучшие практики, новейшие технологии и учесть все аспекты, которые требуют доработки, — многое из этого прозвучало на форуме. Уверен, что это было полезно и для бизнеса, и для некоммерческих и общественных организаций, вузов, школ, корпоративных университетов, которые в партнерстве с государством могут реализовать действительно полезные проекты для людей разных возрастов. Впереди большая и интересная работа, результаты которой, я надеюсь, мы сможем обсудить через год».


Реклама. Российское общество «Знание», erid: F7NfYUJCUneLsXTvD58a

Поделиться