Финансовое краеведение: как работает бюджетирование российских регионов

Обновлено 26 ноября 2024, 10:35

В условиях санкций особую роль для российских регионов приобретают внутренние источники роста. Один из важнейших — стимулирование инвестиций и экономического развития за счет региональной финансовой политики

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Последние два-три года были в целом благоприятными для региональных бюджетов, говорят эксперты. «Налоговые и неналоговые доходы росли достаточно быстро, удалось заместить коммерческий долг бюджетными кредитами, избежать существенного роста госдолга. Большую роль в развитии регионов и межбюджетных отношений сыграл бюджетный импульс — рост федеральных расходов по нацпроектам, по мерам инфраструктурного меню», — рассказывает директор научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики Института прикладных экономических исследований Президентской академии Дмитрий Землянский.

Вместе с тем только лишь благоприятных условий недостаточно. Чтобы ими воспользоваться, необходима грамотная бюджетная политика, отмечают эксперты. Как она может быть выстроена, можно посмотреть на примере Красноярского края, который, по словам директора Красноярского филиала Финансового университета при правительстве РФ Павла Клачкова, остается в числе регионов-лидеров по наполняемости казны среди субъектов РФ и стабильно показывает рост доходов.

Годовой отчет об исполнении бюджета 2023 года был утвержден на сессии краевого парламента в первых числах июля.

Как обеспечить стабильность бюджета

В начале июня рейтинговое агентство «АКРА» повысило кредитный рейтинг Красноярского края до уровня AA+ (RU) с прогнозом «Стабильный». Новый кредитный рейтинг означает высокий уровень кредитоспособности и финансовой надежности региона, отмечают в агентстве.

В Красноярском крае устойчивости регионального бюджета придают первостепенную роль. По словам губернатора Михаила Котюкова, в сбалансированности бюджета — основа долгосрочного развития и суверенитета края. «То, насколько мы с вами внимательно и бережно относимся к расходам, анализируем каждый рубль, обеспечивает устойчивость развития региона», — отмечал он на коллегии регионального минфина.

По итогам 2023 года в краевой бюджет поступило 427,4 млрд руб., траты составили 407,9 млрд руб. При этом доходы консолидированного бюджета впервые превысили 500 млрд руб., расходы — 491 млрд руб.

Регион пришел к таким результатам через аккуратную и ответственную финансовую политику, говорит старший директор группы суверенных и региональных рейтингов «АКРА» Елена Анисимова. «В годы поступления значительных объемов доходов регион снижал долговую нагрузку в части процентных расходов, а высвобождаемые средства власти направили на другие направления. При этом капитальные расходы в структуре расходов края составляют в разные периоды до 19%», — поясняет она. Также эксперт отмечает сбалансированную работу с налогоплательщиками, при которой налоговые послабления не создали критичной нагрузки на бюджет.

Причем в структуре доходов 386,3 млрд руб. — более 90% — составили собственные средства региона. То есть доля субсидий из федерального бюджета невелика по сравнению с другими субъектами РФ.

Показатели по итогам отдельно взятого года не могут быть самоцелью, подчеркивают эксперты. «Долгосрочная финансовая политика предполагает постепенный возврат инвестиций в виде роста собираемости налогов от частных лиц и бизнеса, таким образом расходная часть бюджета превращается в инвестиционную», — говорит управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева.

Субъектам РФ следует сконцентрировать особое внимание на проектах, обеспечивающих отдачу — рост налоговых поступлений в будущие периоды, соглашается Дмитрий Землянский: «Дополнительные доходы федерального бюджета с учетом новых стратегических задач будут тратиться на регионы аккуратно».

Сегодня большинство российских регионов используют для финансирования проектов, в первую очередь, механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП), некоторые также активно привлекают средства с помощью облигационных займов. В Красноярском крае решили диверсифицировать источники привлечения средств для повышения устойчивости финансирования. «Среди необычных для российских регионов инструментов — специальные казначейские кредиты на модернизацию коммунальной инфраструктуры и обновление междугороднего транспорта. Активно используется и механизм реструктуризации бюджетных кредитов», — отмечает Екатерина Косарева.

Как сбалансировать интересы государства и граждан

Красноярский край — один из регионов, где активно применяется практика инициативного бюджетирования, которая подразумевает участие граждан в бюджетном процессе на местном уровне: выбор приоритетных проектов по обустройству общественного пространства и городской среды, контроль за ходом их выполнения, расходами местных бюджетов. В регионе создана отдельная программа поддержки местных инициатив, куда вовлекаются неравнодушные жители края.

Используются и иные практики участия граждан в бюджетном процессе, в том числе разработанные в муниципальных образованиях края.

В целом с участием населения в 2023 году распределено около 3,5% расходной части местных бюджетов (без учета субвенций), это примерно 5 млрд руб. «При распределении средств для финансирования нужд местных жителей мнение последних играет важную роль. Такой подход преследует две цели: решить насущную проблему и сделать действия властей очевидными», — комментирует Екатерина Косарева.

Готовность продолжать эту практику подтверждает зампредседателя правительства — министр финансов края Владимир Бахарь: «Учитывая серьезный запрос общества на открытость власти, начиная с 2024 года вовлечение граждан в бюджетный процесс выделено в отдельное направление нашей бюджетной политики. В этом году объем средств, распределяемых с участием населения, увеличился и составляет уже 6 млрд руб. Но мы будем стремиться к большему и уже сегодня на этапе формирования нового бюджета прорабатываем вопрос увеличения межбюджетных трансфертов территориям на реализацию мероприятий с участием граждан в рамках краевых госпрограмм».

Всего власти Красноярского края реализовали в 2023 году 23 госпрограммы с общим объемом финансирования 391,8 руб., что на 31 млрд руб. больше, чем годом ранее. На выполнение социальных обязательств, включая заработную плату бюджетникам и предоставление мер соцподдержки, краевые власти направили более половины расходов — 220 млрд руб.

Среди инфраструктурных новшеств, которые изменят в будущем качество жизни жителей Красноярского края — продолжение строительства метротрамвая, реконструкция аэропорта, обновление парка автобусов. Также реализуются программы переселения из ветхого и аварийного жилья, обеспечения жильем детей-сирот, включая предоставление жилья по сертификатам, создается современная социальная инфраструктура — строятся новые школы и детские сады, больницы и поликлиники, спортивные и культурные сооружения.

По словам вице-премьера Владимира Бахаря, в предстоящем бюджетном цикле необходимо обеспечить финансами новые инициативы и уже принятые решения, связанные с выполнением социальных обязательств, поддержкой граждан, развитием края, сохранив при этом устойчивость и сбалансированность бюджетов.

Почему важно поддерживать местные бюджеты

Нередко региональные центры забирают львиную часть бюджета, финансируя районы по остаточному принципу, замечает Екатерина Косарева: «Рано или поздно возникает диспропорция, чреватая массовой миграцией молодежи из районов в региональный центр, поскольку в родных местах не созданы условия, чтобы остаться и реализовать себя».

Для Красноярского края поддержка и развитие муниципальных образований являются одним из приоритетов. Для этого используются различные инструменты, в том числе передача дополнительных нормативов по отдельным видам налогов, а также за счет увеличения бюджета развития.

Его размер в 2023 году — это пятая часть бюджетных расходов — более 77 млрд руб. При этом основная сумма идет на нужды территорий, а общий объем межбюджетных трансфертов в муниципалитеты составил 134 млрд руб. Строительство, реконструкция и разработка проектной документации велись на 159 объектах в 45 городах и районах края. Власти купили и поставили более 400 единиц транспорта, велись ремонт дорог, подготовка региона к зиме, обеспечение жителей чистой водой, сообщает пресс-служба регионального минфина.

«Красноярский край стимулирует развитие экономики в муниципалитетах, передавая на их уровень в том числе часть налога на прибыль. Это редкий пример подобной финансовой политики», — отмечает Елена Анисимова.

Глава регионального минфина Владимир Бахарь считает, что такие решения повышают устойчивость и самостоятельность местных бюджетов. С учетом краевой поддержки по итогам 2023 года отмечается высокое исполнение местных бюджетов, которое вплотную приблизилось к 220 млрд руб. по доходам и расходам.

Поделиться