Холодный рекорд: в России бум потребления и производства мороженого
Спрос на мороженое внутри страны растет из-за аномально жаркой погоды, а объемы производства увеличиваются еще и за счет импорта в Азию и Африку
Россия по итогам 2024 года благодаря теплым весне и лету может побить прошлогодний рекорд по спросу на мороженое. В 2023 году россияне уже съели самое большое за современную историю страны количество этого продукта: более 0,5 млн т, или 3 кг на душу населения. В январе—апреле этого года, не в сезон, потребление выросло на 27% по отношению к тому же периоду 2023 года, со 135 тыс. до 171 тыс. т, говорит гендиректор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов. «Установившаяся на большей части страны жаркая погода способствует росту спроса на эту категорию товаров, так что благодаря погодным условиям мы можем вновь поставить рекорд спроса», — отмечает он.
Розничная сеть «Магнит» фиксирует активный рост продаж мороженого в последние годы: сезон активного потребления становится все длиннее — в этом году всплеск спроса наблюдался с апреля, а уже в мае объем продаж более чем вдвое превысил показатели зимних месяцев, сообщили «РБК Отраслям» в пресс-службе компании. Объем продаж в абсолютных цифрах в сети не раскрывают.
Производство не замораживается
По данным Молочного союза, в который входят молочные заводы, производители оборудования, сельхозпредприятия и научные институты, почти все мороженое в России — отечественное, на импорт приходится лишь 2% потребления — около 10 тыс. т в год.
Инвестиции в производство мороженого в стране только в последние годы составили более 30 млрд руб., что говорит об интересе инвесторов к этому сегменту, объясняет Артем Белов. В 2023 году российские предприятия выпустили 515 тыс. т мороженого, на 11% больше, чем в 2022 году. В 2024 году тенденция к росту сохраняется: производство в январе—мае выросло на 14% год к году — с 228 тыс. до 260 тыс. т, говорит эксперт.
Свыше десяти лет больше всего мороженого в стране производили российские предприятия международного концерна Unilever, владельца брендов Сarte D'Or, «Магнат», «Экzo», «Золотой стандарт», «Инмарко», Max, Cornetto, I love fit, но в 2022 году он впервые уступил лидерство. Первую позицию в рэнкинге крупнейших производителей, составляемом Союзмолоком, информационным агентством Milknews и консалтинговой компанией Streda Consulting, заняла ГК «Ренна», владелец брендов «Коровка из Кореновки» и «Облака из молока».
В свежем рейтинге, оценивающем итоги прошлого года, лидером стала ГК «Айсберри» со своими брендами «Филевское», «Вологодский пломбир», «Жемчужина России», «Вкусландия». Компания нарастила производство за 2023 год на 36%, до 71,4 т, указано в рейтинге «Топ-20 производителей мороженого 2024». За последние два года «Айсберри» запустила новый завод в Ярославской области и модернизировала другие свои производства. На второй позиции — «Ренна» с 55,2 т (рост на 18%), на третьем — Unilever (40,6 т, плюс 14%).
Стоимость мороженого растет
По потребительским предпочтениям рынок довольно консервативен, уже много лет в лидерах спроса остается пломбир, говорит Артем Белов. А самыми популярными форматами остаются мороженое в вафельном стаканчике и мороженое на палочке: на них вместе, по данным исследовательской компании NielsenIQ, приходится более половины продаж в натуральном выражении.
Сохраняется тренд на ЗОЖ, но характерен он в большей степени для крупных городов и потребителей с доходом выше среднего, продолжает гендиректор Союзмолока. Еще один тренд, проявляющийся по всей стране, — растущая популярность так называемых семейных форматов упаковки, мороженого большого объема, говорит Артем Белов.
В 2023 году производители мороженого практически не повышали цены, оставляя их на уровне конца 2022 года, но в 2024 году из-за значительного подорожания молочных жиров — сливок, сливочного масла, сгущенного молока, а также весеннего всплеска цен на какао-бобы — отпускные цены могут вырасти на 10–15%, считает заместитель генерального директора Союза мороженщиков России Наталья Уткина. Вклад в подорожание вносит постепенный рост цен и на другие производственные затраты (оборудование, зарплату), добавляет директор Молочного союза Людмила Маницкая.
Розничные цены уже выросли: в июне упаковка мороженого в несетевой рознице и киосках стоила в среднем 69 руб. — на 11% больше, чем год назад, подсчитала компания «Эвотор» по итогам анализа продаж в 950 тыс. своих терминалов. Самое дорогое в стране мороженое — на Дальнем Востоке и Крайнем Севере: в магазинах Магаданской области оно стоит в среднем 123 руб., а в Ямало-Ненецком округе — 113 руб. А самое дешевое — в Чувашии и Удмуртии, по 49 и 48 руб. соответственно.
Перспективы рынка
Российское мороженое остается одним из самых привлекательных сегментов для потенциального развития экспорта, уверен Артем Белов. «Здесь у нашей страны уже есть сильный бренд, ведь Россия во всем мире ассоциируется с морозами и этим холодным десертом. Многие российские компании уже имеют успешный опыт реализации продукции на внешних рынках, и не только в странах СНГ, но и в дальнем зарубежье», — объясняет он.
Если до 2022 года, по данным Союзмолока, быстро рос экспорт мороженого в США, то потом импортеры развернулись на Восток.
В 2023 году Россия, по подсчетам федерального центра развития экспорта «Агроэкспорт», экспортировала 13,9 тыс. т мороженого на $50,3 млн. Больше всего — в Казахстан ($21,32 млн, 6,13 тыс. т), Белоруссию ($5,54 млн, 1410 т) и Монголию ($4,99 млн, 1770 т). В этом году экспорт быстро растет: только в первом квартале 2024 года в Китай отправились более 276 т мороженого, в шесть раз больше, чем за тот же период прошлого года, рассказывает Артем Белов. Лидер по объемам экспорта в Китай и Африку — «Айсберри», и это помогло ей получить статус крупнейшего производителя, указано в рейтинге.
Набирающая обороты консолидация сектора, развитие экспортной логистики, введение новых мер поддержки, активная работа сельхозатташе (представителей Минсельхоза за рубежом, отвечающих за развитие экспорта продуктов) — все это будет способствовать дальнейшему наращиванию объемов экспорта мороженого, уверен Артем Белов. Союзмолоко видит большой потенциал в поставках в ОАЭ и Саудовскую Аравию, страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Африку и на Ближний Восток.
Эксперт считает, что если сравнивать потребление мороженого в России со странами — мировыми лидерами, то очевидно, что у отечественного рынка и российских производителей есть потенциал вырасти в разы в ближайшие 10–15 лет, в том числе за счет экспорта. По данным организации World Population Review, например, в США среднее потребление мороженого — 11,5 кг на жителя в год, в Финляндии — почти 8 кг, а в Италии — около 5 кг.