Губернатор Забайкалья — о перспективах края в сотрудничестве с Китаем

Обновлено 26 июля 2024, 07:57

За последние пять лет ВРП Забайкалья, по данным Росстата, увеличился в 1,7 раза, по этому показателю регион занял седьмое место в стране. О драйверах экономики края рассказал его губернатор Александр Осипов

пресс-служба
Фото: пресс-служба

— Забайкалье показывает рост экономических индикаторов, и в 2023 году край занял 21-е место в национальном инвестрейтинге, поднявшись сразу на десять позиций. В первом полугодии 2024 года в консолидированный бюджет края поступило 40,5 млрд руб. налоговых платежей и других доходов, что на 6,7% (или 2,5 млрд руб.) больше, чем за аналогичный период прошлого года. Как удалось этого добиться и каковы перспективные направления для увеличения доходов региона?

— Драйверами экономики нашего края выступили прежде всего национальные проекты, реализация которых пришлась на 2019–2024 годы. Сейчас идет последний год этой программы, но по указу президента России уже разрабатывается новый этап работы над нацпроектами — до 2030 года. С 2025 года мы начнем их осуществлять, получится непрерывный цикл. Приоритетами на ближайшие годы станут развитие человеческого капитала, создание условий для самореализации людей, условий для их комфортной жизни. Еще одна поставленная перед нами задача — инвестиционное развитие. Очевидно, что время низких зарплат для россиян прошло, и нам надо строить высокотехнологичную экономику. У нас в Забайкалье можно выделить две крупные и перспективные сферы, влияющие на формирование валового регионального продукта (ВРП): это транспортно-логистическая и горнодобывающая отрасли.

— Что даст разработка полезных ископаемых, в частности, второй этап освоения Удокана, запуск Култумина? Какие дивиденды получат федеральный бюджет и экономика края?

— Я надеюсь, что к реализации второго этапа освоения Удоканского месторождения мы приступим уже в ближайшее время. Параметры проекта оцениваются более чем в 500–600 млрд руб. Очень активно идет и работа по сдаче Култуминского месторождения. Помимо этого, хорошо развивается Нойон-Тологойское месторождение, рядом с ним Талманская площадь — это большие свинцово-цинковые месторождения. Осваиваются Березовское золоторудное месторождение, Железный Кряж, где залежи полиметаллов, готовится запуск строительных работ на Лугоканском месторождении. Освоение этих ресурсов уже в ближайшее время внесет свой вклад и в федеральный бюджет, и в экспортный потенциал России — ну и бюджет Забайкальского края, конечно, тоже ждет серьезная прибавка.

— Вы назвали среди отраслей-драйверов логистику. Оказалось ли Забайкалье в выгодном положении из-за роста товарооборота с Китаем, который увеличился на 60% в 2023 году? Какие возможности открывает этот «шелковый путь»?

— Забайкальский край — самая выгодная территория для взаимодействия между экономиками России и Китая. Уже сейчас 65–70% сухопутного грузооборота идет через наш край. В абсолютных цифрах это более 20 млн т, а к 2030 году, по нашим подсчетам, он достигнет 85 млн т. При этом затраты на его обеспечение составят всего от 55 млрд до 65 млрд руб.

В 2025 году должна быть завершена модернизация крупнейшего железнодорожного погранперехода в Забайкальске, после чего его пропускная способность увеличится с 17 до более чем 30 млн т, то есть почти вдвое. Параллельно в Забайкальске идет подготовка к модернизации автомобильного пункта пропуска. Заложено пятикратное увеличение проходной мощности погранпереходов Олочи, Соловьевск, Ульхун, Приаргунск. В районе последнего, помимо этого, идет активная работа по созданию железнодорожного моста и перехода.

Есть конкретные планы создания между Забайкальском и Маньчжурией международной территории опережающего развития. Соответствующий закон уже принят. Он позволяет описать преференциальные режимы, условия работы бизнеса как с российской, так и с китайской стороны. У нас большое количество проектов уже запущено в работу: терминалы, транспортно-логистические склады, некоторые виды производств, направленных именно на международное сотрудничество.

— Как вы оцениваете ситуацию с производством сельхозпродукции, с учетом масштабов пахотных земель в крае и того, что в сельском хозяйстве занято 65% населения?

— В последнее время у нас в этой сфере реализуется целый ряд проектов. Один из них — сухопутной зерновой терминал мощностью 8 млн т, который предоставляет возможность вывозить наше сельхозсырье в Китай. При этом с КНР действует межправительственное соглашение, которое открывает для нас китайский рынок и упрощает поставки туда зерновых, масличных и других культур. Есть и два крупных инвестора, которые планируют сформировать серьезные банки земли, организовать растениеводческие, сельскохозяйственные производства и поставлять продукцию в Китай.

— Забайкалье — один из ведущих регионов России по развитию племенного животноводства. В крае 26 современных племенных хозяйств, которые занимаются разведением крупного рогатого скота. Какие вы видите здесь перспективы?

— Потенциал по животноводству тоже велик. Наши территории ведь еще со времен гуннов, тюрков-монголов, а затем уже и в период забайкальского казачества традиционно называли «империей мяса». У нас 5,5 млн га естественных пастбищ, сенокосов, лугов. И в развитии этого направления тоже может помочь сотрудничество с КНР, разговор с китайскими партнерами о продаже им мяса уже ведется.

— В регионе появляются крупные ретейлеры и маркет-плейсы. Что дает партнерство местных поставщиков и крупных сетей? Каковы планы по развитию этого сотрудничества?

— Уже одно только стратегическое расположение края подсказывает, что перспективы такого партнерства хороши, особенно в наше время. Мы сегодня как никакой другой регион можем обеспечить оперативный ввоз самой широкой номенклатуры любых товаров как для производства, так и для потребления. Узловое расположение и Забайкальского края в целом, и Читы, в частности, позволяет транспортно-логистическим компаниям реализовывать инвестиционные проекты. Один из крупных проектов, который мы сейчас обсуждаем, это совместное с Газпромбанком строительство трех транспортно-логистических комплексов: одного в Чите и еще двух непосредственно на границе с Китаем (под Забайкальском и Приаргунском). Реализация еще одного масштабного проекта предполагается в Борзе, откуда открыты пути как в Китай, так и в Монголию. Стоимость этого проекта оценивается более чем в 40 млрд руб. Большой проект у нас и с Wildberries, который предполагает строительство там до 200 тыс. кв. м площадей.

— Как вы оцениваете задачи властей края по улучшению качества жизни населения?

— Самое важное, чтобы жители края имели возможности для самореализации. Еще в 2019 году наш регион был в тройке лидеров по безработице (более 11%) и по уровню бедности (свыше 22%). За последние пять лет ситуация принципиально изменилась. Мы создали 16 тыс. рабочих мест. Сейчас по этому показателю у нас пятое место в стране. Создается еще 27 тыс. рабочих мест на новых предприятиях. На рынке постоянно имеются порядка 20 тыс. вакансий с заработными платами от 90 тыс. руб. и выше, до 140–150 тыс. руб. Это высокооплачиваемые и технологичные рабочие места. Мы запустили программу «Новая профессия», чтобы местные жители могли конкурировать за эти должности с приезжими специалистами.

Кроме того, очень важно создать комфортную бытовую среду: людям необходимо удобное жилье с развитой инфраструктурой вокруг. Одна из программ, в который мы участвуем, — «Дальневосточный квартал» — наиболее полно отвечает представлениям о том, какой должна быть эта среда для жизни. В целом же хотел бы отметить, что широкий спектр экономических проектов, необходимых жителям Забайкалья для самореализации, уже сегодня по факту выполнен. Регион динамично развивается, у него крепкие, сильные, конкурентоспособные отрасли, дающие большое число хороших рабочих мест. А благоустроенные населенные пункты, улицы, общественные пространства и социальная сфера становятся залогом повышения качества жизни людей.

Поделиться