«Рынок алкоголя вырос»: главное из интервью главы «Татспиртпрома» РБК

Обновлено 26 июля 2024, 10:45

Глава «Татспиртпрома» Руслан Максудов рассказал РБК о том, какие изменения произошли на рынке крепкого алкоголя за последние два года и какие перспективы у российских производителей.

Михаил Гребенщиков / РБК
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК
  • О росте рынка алкоголя

«В 2023 году мы обновили рекордные показатели 2022 года, который был, в свою очередь, аномально высоким. Рынок крепкого алкоголя тогда существенно вырос, в том числе самый объемный его сегмент — водка».

«Рынок водки в отличие от других крепких категорий автономный и суверенный. Он традиционно российский, поэтому не зависит от внешних факторов. Доля импортной водки всегда была минимальной — около 3–5%. Поэтому уход западных игроков на эту категорию нисколько не повлиял».

  • О стратегических решениях

«Еще года три назад основная доля нашего портфеля приходилась на водку «первой цены», или МРЦ (минимальная розничная цена. — РБК). Тогда мы приняли стратегическое решение кардинально поменять структуру нашего портфеля. Мы делаем фокус на премиальность, а значит на маржинальную часть портфеля брендов».

«Постепенно мы полностью исключили контрактное производство и сделали акцент на собственном продукте. Более того, в 2023 году мы поменялись местами — теперь мы являемся заказчиками подобных услуг на стороне».

  • О консолидации рынка

«На рынке наблюдается профицит мощностей — по нашим прогнозам, в ближайшие два-три года рынок будет консолидироваться. Какие-то игроки будут уходить по причине неконкурентоспособности, особенно, наверное, это будет касаться небольших региональных заводов. Поэтому мы присматриваемся к тем предложениям, которые нам уже поступают».

  • О развитии дистиллерии

«Весь рынок и мы в том числе устремились в развитие собственной дистиллерии».

«Сырьевая база в России позволяет производить очень хороший, добротный по всем качествам висковый дистиллят. Поэтому мы рассчитываем уже в августе-сентябре приятно удивить рынок».

  • О запуске новых марок водки

«Нет волшебной таблетки, благодаря которой завтра бренд войдет в «клуб миллионеров». Иногда бывает, что мы не ожидаем от некоторых марок такого выстрела, который по факту происходит. Как и наоборот. На рынке есть эмпирическое правило: если из девяти запусков два выстреливают, это очень хороший результат».

«Разница в качестве продукта практически минимальна. Я даже сам делал эксперименты со своими друзьями не из алкогольной отрасли. Профессиональный взгляд все равно обычно улавливает разницу, а вот обычные потребители, как правило, не отличали водку сегмента МРЦ от премиальной».

«Запуск в экономсегменте обходится дешевле. Только по одной причине — там основное продвижение строится в направлении трейд-маркетинга. В премиальном сегменте обязательным условием будет канал HoReCa (отели, рестораны и кафе), а это сам по себе дорогой канал».

  • О минимальной розничной цене

«Кстати, что касается готовой продукции, то у нас трехступенчатая система МРЦ. В части МРЦ на полке — это действенный и хороший инструмент, чтобы поддержать потребителя и отсечь нелегальную продукцию. Но первые две ступеньки до полочной МРЦ, на мой взгляд, избыточны».

  • Об экспорте водки

«В целом доля экспорта — до 10% нашего объема. Но растет она очень хорошими темпами за счет появления новых стран: в прошлом году экспортные отгрузки увеличились почти в два раза, в этом рост уже 30%. Мы начали осваивать Южную Америку, Перу. Сейчас есть переговоры с Аргентиной, с Колумбией, с Мексикой. Возможно, там будет в том числе и обмен продукцией».

Полная версия интервью РБК с главой «Татспиртпрома» Русланом Максудовым:

Поделиться